Дети с речевыми нарушениями в наше время стали не редкость. В связи с этим в последние годы среди учителей-дефектологов и воспитателей получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания, различные виды гимнастики, закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные праздники, досуги.
Влияние массажа проявляется в улучшении эластичности тканей мышечно-связочного аппарата, что связано с согреванием массируемого участка, усиление его кровоснабжения. Массаж может выступать не только средством снятия утомления, восстановления работоспособности, но и специфической формой тренировки мышц, улучшения пластических и энергетических процессов в них, повышения функциональных возможностей – увеличение силы, выносливости, оказывает общеукрепляющее воздействие.
Однако массаж является индивидуальной формой работы и требует определенных знаний и умений от взрослого. При групповой работе с детьми из удобных и приемлемых форм является выполнение детьми самомассажа.
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее, так же он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа.
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Используют его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.
Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с раннего возраста. Длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг о друга). Каждое упражнение повторяется несколько раз. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук.
При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого, самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Примеры упражнений игрового самомассажа:
«Дом» |
|
Ба-ба-ба – на крыше труба.
Бу-бу-бу - надо чистить трубу. Бы-бы-бы - валит дым из трубы Всех зовем на новоселье Начинается веселье. |
- провести всеми пальцами по лбу от середины к ушам - кулачками массировать крылья носа - растереть ладонями ушки сверху – вниз - кончиками пальцев массируем щеки - хлопаем в ладоши |
«Огород» |
|
Огород у нас в порядке. Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. |
- кончиками пальцев массаж щек. - ребром ладони растирают лоб - массаж мочек ушей - постукивание подушечками пальцев по лицу |
«Лес» |
|
Раз-два-три по дорожке мы пошли. Ти-ти-ти – куда же нам пойти? Ать-ать-ать- в лес отправимся гулять. Ать-ать-ать- будем прыгать и скакать! |
- растирают ладонями щеки вверх-вниз - поглаживают лоб от середины к краям - оттягивают мочки ушей вниз - постукивают согнутыми пальцами по лицу
|