ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Уважаемые родители!

 

         В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Речь включается во все виды детской деятельности. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребёнок, - всё это приводит к интенсивному развитию речи дошкольника.

      Главным для детей дошкольного возраста является развитие у них лексической стороны речи (словарный запас), грамматического строя речи, диалогической и монологической речи как средства общения. Важно, что ребёнок дошкольного возраста постепенно смог осуществлять общение в различных видах деятельности.

            Для детей младшего дошкольного возраста главным является:

- развитие понимания речи,

- развитие фразовой речи,

- расширение словарного запаса,

- развитие грамматического строя речи

- развитие мелкой моторики пальцев рук

- развитие артикуляционной моторики (движений органов артикуляции: губ, языка и т.д.)

        Для детей среднего дошкольного возраста усложняется работа над грамматическим строем речи, больше внимания уделяется развитию связной речи.

          Развитию связной речи (т.е. умения излагать свои мысли последовательно, без отвлечения на лишние детали) способствует разноплановый речевой материал, позволяющий ребёнку овладеть коммуникативными умениями. Связная речь включает в себя: диалогическую и монологическую речь. Например, рассматривание картинок, анализ близких жизненному опыту ребёнка ситуаций, какие-либо эмоционально значимые ситуации, действия для ребёнка – всё это побуждает его к вступлению в диалог. А это способствует формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, уточнению представлений об окружающем мире. Как правило, изначально формируется диалогическая речь, более сложной формой речи для дошкольника является монологическая речь.

          Ведущим видом игровой деятельности для дошкольников является игровая. Поэтому, уважаемые родители, когда Вы занимаетесь с ребёнком, предлагайте ему задания в игровой форме. Это оживит процесс развития Вашего ребёнка и результаты будут намного продуктивнее. Важно сформировать интерес у ребёнка к занятиям, а не вызвать обратную реакцию. Задания предлагайте, начиная с легких, постепенно переходите к более сложным упражнениям. Немаловажным является создании ситуации успеха для ребёнка, что проявится в различных поощрениях (словесных, например, и др.) Также следует отметить то, что задания дошкольнику необходимо предъявлять парциально, чередуя разные виды деятельности, чтобы не вызвать перенапряжения у ребёнка.

 

«Расскажем про Олю и зайчика».

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: родители предлагают рассказать про Олю. Сопровождает свой рассказ картинками: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она пригласила на прогулку. (брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика), который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».

 

«Даша не боится мороза»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: родитель сообщает: «Алина, наша кукла Даша собирается на улицу. Что ей надеть, чтобы не замёрзнуть?» (Ответ ребёнка)

Родитель демонстрирует называемые ребёнком вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы ребёнок называл цвет одежды, её отличительные признаки, в том числе и функциональные.

  • Какое это пальто? (Зимнее, тёплое.)
  • Какого цвета? (Ответы детей)
  • Что есть у пальто? (Воротник, карманы, рукава, пуговицы.)
  • Зачем нужен шарф? (Чтобы его повязать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть.)
  • Что ещё мы наденем на куклу, чтобы она не замёрзла? (Жёлтую вязаную шапочку. Тёплые, шерстяные варежки)
  • Тёплое пальто, вязаная шапка, шарф, шерстяные варежки – это зимняя одежда. Что можно делать с одеждой? (Покупать, терять, мять, шить, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т. д.)

 

«Расскажем про белочку»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: Алина, давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку, ... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

 

«Составь сказку про Машу»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: родители спрашивают: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)

 

«Если бы...»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: родители предлагают ребёнку пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым, ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

 

«Закончи сам»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: родители рассказывают детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 

«Найди картинке место»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 

 

«Исправь ошибку»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

 

«Какая картинка не нужна?»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

 

«Фотограф»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

 

«Чего на свете не бывает»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

 

 

«Как ты узнал?»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Ход игры: перед ребёнком находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

 

«А я бы…»

Цель игры: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и

монологической речи как средства общения

Ход игры: после прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

 

 

 

Меню раздела