На пороге школы

Как выбрать портфель младшему школьнику?

Скоро в школу… Одной из самых важных проблем ребёнка является подготовка к новому учебному году. И если необходимые канцтовары можно было купить заранее, то школьную форму, портфель и ранец многие покупают только в августе. Ведь за лето детки подросли, окрепли, возмужали, набрались сил и энергии, повзрослели.

Родителям необходимо помнить о том, что самочувствие детей в большей степени зависит от материалов, из которых изготовлена их одежда. Всем известно, что лучшие ткани для изготовления детского белья, контактирующего с кожей ребёнка – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а не синтетика. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон следует исключить. Это необходимо помнить, покупая форму и другую одежду школьника.

Не менее важно подобрать обувь ученику, которая ни в коем случае не должна быть тесной, чтобы не допускать деформацию стопы, нарушать кровообращение, препятствовать росту ноги. Важное значение имеет и подошва обуви. Небольшой каблук обязателен. Для первоклассника его высота составляет 5-10мм, для учащихся 2 – 4 классов – 20 - 30мм.

Основной вопрос в экипировке школьника о том, в чём носить школьные принадлежности. Для учеников начальной школы это обязательно должен быть ранец. Только не позволяйте носить его на одном плече. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. Ведь только правильно надетый ранец – на оба плеча- позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник.

Помните и о том, что портфель должен хорошо сохранять форму, иначе тетрадки и учебники постоянно будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго. Застёжки должны быть надёжными, но не очень тугими, по силам детским ручкам.

Выбирая портфель, обратите внимание на следующие моменты: конструкция, материал, вместимость. Помните, что вес пустого ранца не должен превышать 700граммов, а нагруженного тетрадками в 1 классе не более 3 кг, а во 2 – 4 – не более 4 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить таким образом: он должен составлять 10% от веса ребёнка. Но часто ребёнку в ранец кладут второй завтрак, любимые детские игрушки, объёмные школьные принадлежности. Поэтому, покупая атрибуты школьных принадлежностей, обращайте внимание не только на красоту, но и на их вес. Таким образом, вместо массивного пенала можно купить более лёгкий и компактный. Ну, а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно широкими лямками и специальной прокладкой на спине. Тогда не придётся ученику ощущать на спине острые углы учебников и линеек. Лучше, если ремешки будут покрыты мягким материалом, чтобы не натирали плечи. А длина ремней обязательно должна регулироваться, чтобы можно было носит как на школьную форму, так и на шубку в зимнее время года.

Чтобы всё поместилось в портфеле, выбирайте модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений: для учебников и тетрадей, для завтрака, для сменной обуви, для ключей, удостоверения школьника или проездного билета. Тогда вашему ребёнку не придётся носить с собой дополнительно целую кучу мешков и пакетов. Особое внимание следует обратить на материал, из которого изготовлен ранец. Он должен быть изготовлен из плотной, прочной ткани со специальной пропиткой, отталкивающей и не пропускающей воду.Всем нам известно, что малыши любят всё яркое и красивое. Это замечательно, но помните о том, что он может быстро испачкаться или полинять. Можно проверить прочность краски, проведя по нему влажной тканью. А ещё рюкзак может полопаться на морозе, поэтому обратите внимание и на эти факты.

Следует обратить внимание и на качество швов, ниток, которыми прошит ранец.

Для обеспечения безопасности ребёнка на дорогах на современных ранцах делают специальные стикеры безопасности, вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребёнок с таким портфелем заметен как днём, так и в сумерках, если он возвращается после 2 смены или из группы продлённого дня.

 

Основные советы ученикам, родителям и учителям:

1. Следите за тем, чтобы в ранцах не было ничего лишнего!

2. Не забывайте ежедневно проверять свой портфель!

3. Делайте по утрам зарядку на разминку позвоночника!

4. Посещайте секции, укрепляющие здоровье: плавание, хореографию, аэробику, несложные виды спорта.

 

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО ШКОЛЬНИКА

РЕБЕНОК-ЛЕВША ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

До двухлетнего возраста все дети как пра­вило одинаково пользуются обеими руками. Предпочтение левой или правой руке отдаёт­ся в старшем возрасте. Чаще левшами стано­вятся мальчики (примерно каждый десятый). В советские времена таких детей в школе обя­зательно переучивали, но ни к чему хороше­му это не приводило: травмировалась психика ребёнка, возникала задержка навыков чтения, письма, рисования, могло возникнуть заика­ние.

Сейчас отношение к леворуким изменилось. Выбор левой руки - это не прихоть ребёнка, а особенность работы его головного мозга. Та­кие дети ранимы, неординарны, чаще всего творчески одарены и очень тонко восприни­мают окружающий мир. Среди знаменитостей тоже много левшей - английская королева Елизавета, великие художники и скульпторы Леонардо да Винчи, Микеланджело, известные артисты.

При поступлении в школу родителям стоит предупредить учителя об особен­ности своего ребёнка, которую необхо­димо учесть при рассаживании детей за партой, чтобы они не мешали друг другу при письме.

Даже если ребёнок предпочитает действо­вать левой рукой, то ему стоит развивать и правую: лепить, вязать, учиться играть на му­зыкальных инструментах - выполнять такие виды работы, где требуется согласованное дей­ствие обеих рук.

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ИДЕТ В ШКОЛУ

Возраст поступления в школу совпадает с периодом неустойчивости органа зрения. В то же время начало обучения связано с возраста­нием нагрузки на глаза. Примерно 4-5 % детей ещё до поступления в школу имеют проблемы со зрением и носят очки, ещё больше - входят в группу риска по развитию близорукости.

Если ребёнок мало бывает на све­жем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями - это также может сказаться на развитии орга­нов зрения. Обращайте внимание, как Ваш малыш рассматривает предметы, не слишком ли близко к глазам держит книгу. Оборудуйте ему удобное рабочее место, на котором слева (у левшей – справа) обязательно должна быть на­стольная лампа.

Впрочем, родителям не стоит слишком бес­покоиться: учитель совместно с медицинским работником школы подберут оптимальную схе­му рассаживания с учётом роста и степени на­рушения зрения ребёнка.

РЕБЕНОК БОЛЕН САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ.

КАК НЕ УСУГУБИТЬ ЗАБОЛЕВАНИЕ?

При правильном лечении и диете у школь­ников сохраняется хорошая работоспособ­ность. Тем не менее, необходимо избегать большой физической или психической на­грузки. В зависимости от состояния ребёнка врач может назначить ему занятия физкульту­рой в подготовительной группе. Спортивные тренировки и участие в соревнованиях запре­щаются. Каждому больному диабетом выдаёт­ся своеобразный «паспорт диабетика», в ко­тором указаны его фамилия, имя, адрес, диа­гноз, дозы и время введения инсулина. Этот «паспорт» у ребёнка должен быть всегда при себе. Если ему станет плохо и он потеряет со­знание, то такой документ поможет оказать правильную и своевременную помощь. Мож­но заказать ребёнку специальный браслет или жетон, на которых будут выгравированы фами­лия, имя, адрес и диагноз.

РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЕН.

ПОВЛИЯЕТ ЛИ ЭТО НА ЕГО УСПЕВАЕМОСТЬ?

Примерно половина детей по каким-либо причинам не справляется с темпом, который требуют от них взрослые. Каждый десятый яв­но медлительнее остальных. Причин тому мо­жет быть множество - болезнь, незрелость нервной системы, особенности темперамента, защитная реакция. Неправильно расценивать такое поведение ребёнка как упрямство, непо­слушание, ведь при достаточном количестве времени он выполняет задание.

Медлительных детей нельзя торо­пить, требовать от них быстрого выпол­нения чего-либо - это ещё больше за­тормаживает их. Трудности у такого ре­бёнка, конечно же, будут: ему сложнее выполнять задания на уроках когда вре­мя ограничено. Адаптируется такой ре­бёнок тоже дольше, но у медлительных детей есть свои преимущества: задания они выполняют более тщательно, стара­тельно, вдумчиво.

Занимайтесь с маленьким школьником до­ма, и со временем всё станет на свои места. У детей с преобладанием тормозных процессов навыки приобретаются с опозданием примерно на 1 месяц, но очень прочно закрепляются и не исчезают при неблагоприятных условиях.

РЕБЕНОК ОЧЕНЬ АКТИВЕН.

ВОЗНИКНУТ ЛИ ТРУДНОСТИ В ШКОЛЕ?

Первоклассник может удерживать внима­ние не более 15-20 минут, затем начинает вер­теться, шуметь, играть. Двигательное беспо­койство - нормальная защитная реакция ор­ганизма ребёнка, которая не позволяет ему доводить себя до переутомления. О пере­утомлении маленького ученика может гово­рить ухудшение почерка, увеличение числа ошибок, «глупые ошибки», замедление тем­па речи, рассеянность, невнимательность, вя­лость, плаксивость, раздражительность.

Зачастую в дошкольном и младшем школь­ном возрасте много беспокойств вызывает ги­пердинамический синдром, или синдром по­вышенной двигательной активности. Дети с его проявлениями чрезмерно подвижны, не­усидчивы, невнимательны, драчливы. Данное расстройство чаще встречается у мальчиков, чьи матери во время беременности перенес­ли какие-либо заболевания. Но, как правило, к 12 годам такая «двигательная буря» затихает, и ребёнок становится более уравновешенным.

Дети с преобладанием процессов возбужде­ния часто опережают своих сверстников в раз­витии речевых функций и в действиях с пред­метами.

«МАМЕНЬКИН РЕБЕНОК» ИДЕТ В ШКОЛУ.

КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ?

Многие дети идут первый раз в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Они с удовольствием вос­принимают слова учителя и выполняют его требования. Но в дальнейшем первоклассни­ки сталкиваются со сложностями. Необходи­мо сделать выбор между «хочу» и «надо», «ин­тересно» и «неинтересно», «умею» и «не хочу». Жизнь будущего первоклассника предъявля­ет большие требования к воле ребёнка: надо вовремя вставать, успевать в школу до звонка, выполнять многие правила, уметь контролиро­вать своё поведение. Именно навыки самокон­троля помогают ребёнку быстрее и легче при­способиться к школе.

Ребёнок не может быстро адапти­роваться к школе. Этот период может длиться от месяца до года. Постарай­тесь быть терпеливым. Помогите ему, поддержите, приласкайте, погладьте. Вспомните своё школьное детство, рас­скажите сыну или дочери о его прият­ных моментах.

Главное - дать понять ребёнку, что если ему будет трудно, Вы его поймё­те и обязательно поможете, а со всеми трудностями будете справляться вме­сте.

Ребёнок ждёт от родителей похвалы. Разде­лите с ним его радость: поделки ставьте на са­мое видное место, тетради с хорошими отмет­ками покажите родственникам, друзьям. Пусть ребёнок знает, что Вы гордитесь им, что его школьные успехи важны для Вас. Со временем Вы увидите, что всё приходит в норму, школа вызывает меньше отрицательных эмоций, по­является интерес, а потом и желание учиться.

Желательно по взаимной договорённости с учителем создать ситуацию, в которой ре­бёнок смог бы показать, на что он способен. Одобрение одноклассников и учителя создаст у него ощущение значимости, а со временем положительное отношение распространится и на учёбу.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ НЕ НРАВИТСЯ УЧИТЕЛЬ...

Родители всегда рады, если у ребёнка в на­чальной школе классный руководитель инте­ресный и эмоциональный. Очень важно, если первый учитель работает не только с ученика­ми, но и с конкретными детьми, у каждого из которых свои особенности, каждому из кото­рых нужен свой индивидуальный подход.

Часто детям сложно приспособиться к но­вому стилю отношений, трудно смириться с тем, что в школе они - одни из многих. При­выкнув к повышенному вниманию дома, они ожидают такого же отношения и от учи­теля, а, обманувшись в ожиданиях, реша­ют, что «учительница меня не любит, пло­хо ко мне относится». Но в школе дети оцениваются, в первую очередь, по сво­им деловым качествам и успехам, и не­редко объективный взгляд учителя видит у ребёнка недостатки, которые не заме­чают родители. В этой ситуации родите­лям рекомендуется установить контакт с педагогом, прислушаться к его точке зре­ния. С ребёнком надо поговорить друже­ски, объяснить ему, чего же на самом де­ле хочет от него учитель, и постараться помочь найти взаимопонимание.

РЕБЕНКА В КЛАССЕ ОБИЖАЮТ, ДРАЗНЯТ.

КАК ПОСТУПИТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребён­ка. Глубоко обиженный малыш, естественно, ждёт помощи от родного человека. Не оттал­кивайте его, постарайтесь понять, что случи­лось. Стремясь понять его переживания, Вы способствуете созданию доверительных и до­брых отношений между Вами.

В начальной школе у детей зарож­дается важный регулятор поведения -самооценка. От того, как будет склады­ваться отношение ребёнка к себе, за­висят его общение с окружающими, реакция на успехи и неудачи, дальней­шее развитие его личности. В этот пе­риод самооценка ребёнка во многом определяется тем, как его оценивают взрослые.

По мнению французского психолога Жана Пиаже, с семилетнего возраста ребёнок стано­вится способным к сотрудничеству с другими людьми. Он может руководствоваться не толь­ко собственными желаниями, мнениями, но и понять точку зрения другого человека. Обыч­но в этот период ребёнок способен анализи­ровать ситуацию, перед тем, как действовать.

Узнав, что ребёнка обижают, выясните при­чину, выслушайте его до конца, не перебивая. Затем успокойте, объясните, что всё можно из­менить, люди взрослеют, становятся умнее, тер­пимее. Постарайтесь вместе с ребёнком понять, почему тот или иной человек так поступил, научите его правилу «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы к тебе относились дру­гие». Попробуйте объяснить, что другие испы­тывают такие же чувства, как и он. Ребёнок живёт не на необитаемом острове, для разви­тия ему необходимо общаться с другими деть­ми: уметь сравнивать свои силы и способности с результатами других, проявлять инициати­ву, договариваться, находить выход из непри­ятной ситуации, действовать. Помогите найти общий язык со сверстниками, организуйте со­вместные прогулки, экскурсии, игры.

РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ.

ИСТЕРИКА, СЛЕЗЫ...

Помните, что плохая успеваемость иногда мо­жет быть обусловлена и тем, что ребёнок опре­делён в школу слишком рано. Около 25 % детей к 6 годам ещё не достигают уровня «школьной зрелости». Они не переключились с детского са­да на школу, что-то недослышали, что-то недо­поняли. Главное, не ставить на ребёнке клеймо: «бездельник», «лентяй», «тупой».

Если вы хотите научить ребёнка чему-либо, помните:

цель обучения должна быть эмоционально значима для него. Достигнув цели, ребёнок ждёт похвалы или удивле­ния взрослого. Содержание книги долж­но поразить и увлечь ребёнка. Важно привнести в процесс обучения игру, со­ревновательный момент;

- старайтесь читать ребёнку вслух, останавливаясь на самых интересных моментах;

- читайте сами - видя вашу увлечённость, он постепенно заинтересуется сам.

Помните: попытки заставить читать, как пра­вило, воспринимаются «в штыки».

РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ.

КАК НАУЧИТЬ РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО?

Очень важно, чтобы ребёнок был уверен в своих силах. Нежелание читать и писать мо­жет быть ещё и потому, что он «не доиграл».

Не стоит торопить ребёнка. Относитесь к нему доброжелательно, не забывайте поощрять да­же за малейшие успехи.

Ставьте перед малышом такие цели, которые он в состоянии понять, приу­чайте не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности. Ваша задача - направлять своё дитя к дости­жению этой цели, а помогать лишь тог­да, когда ребёнок действительно не мо­жет справиться с заданием сам и про­сит вас о помощи.

До поступления ребёнка в школу многие родителя уверены, что никогда не будут си­деть с ним во время подготовки уроков. Но иногда ситуация складывается таким образом, что другого выхода не остаётся. Многое из школьной программы предусмотрено для из­учения дома, а поскольку ребёнок не может справиться с таким объёмом новой информа­ции самостоятельно, то присутствие взрослого просто необходимо. Поэтому не обижайте своё дитя упрёками, что он глупее других, а осталь­ные дети справляются с уроками сами. То, что сегодня ребёнок выполнил с Вашей помощью, завтра он сможет сделать уже сам. Самостоя­тельность может быть развита лишь на осно­ве освоенных заданий - тех, которые легко вы­полняются и вызывают чувство своей успеш­ности. Помогите ребёнку обрести уверенность в своих силах, и он быстрее станет самостоя­тельным при подготовке домашних заданий.

МОЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА

ЗА НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ?

Наказывать ребёнка или нет и как это де­лать - каждый решает сам, но стоит помнить: нередко моральное наказание тяжелее фи­зического. Даже если Вы наказываете ребён­ка, никогда не унижайте его - наказание не должно восприниматься им как торжество ва­шей силы над его слабостью. Если сомневае­тесь, стоит ли наказывать, - не наказывайте. И, главное, наказание никогда не должно вре­дить ни физическому, ни психическому здоро­вью ребёнка.

Список использованных источников:

1. Лагун, А. Большие проблемы маленького школьника / А. Лагун // Здаровы лад жыцця. – 2014. - № 8 (175). – С. 69-72.

 

 

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс и организации образовательного процесса в первом классе.

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу…

Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями и педагогами.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:

заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3.Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;

-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;

- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;

- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;

- наполняемость класса – не более 20 человек;

- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;

- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;

- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.

- домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется учебной программой дошкольного образования. Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда.

Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.

Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает: учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе – «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», учебник «Математика» в двух частях, учебник «Человек и мир».

Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

  • школьный ранец, портфель или рюкзак
  • набор цветных ручек
  • фломастеры и карандаши
  • ластик
  • точилка
  • обложки для тетрадей и книг
  • пенал
  • линейка
  • краски (акварельные или гуашь)
  • альбом для рисования
  • набор кисточек

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить.

Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе.

После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?

Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то хочу обратиться к ним.

Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: «Ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница. Не развейте эти надежды у них, постарайтесь…

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!

© Министерство образования Республики Беларусь

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

будущих первоклассников

Готовность ребенка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития. Перед выбором школы получите консультацию о состоянии его здоровья у врачей - невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, спросите совета у психолога. Прислушайтесь к их рекомендациям.

Уделите внимание рациональной организации распорядка дня ребенка, избегайте чрезмерных перегрузок. Соблюдение распорядка дня - рациональное питание, сон, разумное чередование отдыха и занятий, прогулки на свежем воздухе, не только оказывает положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья ребенка, но и способствует формированию таких качеств личности как собранность, организованность, дисциплинированность, активность.

Формируйте у детей познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни. Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый портфель. В период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, ведь учеба - это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть готов к этому.

Верьте в возможности Вашего ребенка - это поможет ему ощутить психологический комфорт, защищенность, уверенность в своих силах. Если ребенок уверен в себе, учите его критически оценивать свои поступки и дела, адекватно относится к замечаниям. Застенчивый ребенок, напротив, нуждается в одобрении и поддержке. Найдите хорошее в малом - похвалите его.

Разнообразьте практику общения с окружающими, учите ребенка сотрудничеству с детьми и взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам.

Исключите из своих бесед негативные, тревожные, сомнительные высказывания о школьных годах. Старайтесь формировать у ребенка позитивное отношение к школе, к учителям и школьным занятиям.

Посетите с ребенком ближайшую к дому школу или школу, в которую Вы собираетесь отдать ребенка. Например, в день открытых дверей. Погуляйте по территории, послушайте школьный звонок, рассмотрите стенды, обратите внимание на то, как одеты школьники. Таким образом, Вы сможете снизить тревожность у будущего первоклассника.

Что необходимо знать об особенностях развития первоклассника?

Поступление ребёнка в школу связано не только с волнительными и радостными, яркими впечатлениями первых дней обучения, но и с возникновением непредвиденных проблем.

В начальный период школьного обучения родителям и педагогам необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, которые обеспечивали бы его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни, режима учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату как в классе, так и дома.

Психофизиологические особенности ребёнка 7-го года жизни связаны с тем, что социальный статус ученика только формируется, появляются новые правила общения и взаимодействия с учителем, сверстниками, взрослыми.

Для детей этого возраста наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Произвольность, устойчивость внимания ещё невелика, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от форм и методов обучения. В связи с этим деятельность ребёнка на уроке должна быть разнообразной, так как продуктивно заниматься чтением, письмом, беседой, по мнению специалистов, он может не более 10-12 минут.

Преобладание непроизвольного запоминания требует более широкого использования разнообразных наглядных средств обучения.

В этот период ребёнок особенно остро реагирует на неудачи, появляется эмоциональная реакция на успешность и неуспешность, на стиль отношения взрослого к себе, поэтому очень важно проявлять к нему внимательное, чуткое отношение, демонстрировать понимание.

Начало обучения в школе - сложная пора как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине.

В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:

  • Будьте предельно терпеливы, сдержанны, спокойны, доброжелательны.
  • Поощряйте хорошее поведение детей, не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом.
  • Предоставьте возможность для двигательной "разрядки", в распорядке дня предусмотрите время для прогулок, физических упражнений.
  • Согласуйте свои требования с рекомендациями учителя, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребёнка психологу.
  • Помогите организовать деятельность ребёнка по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
  • При выполнении сложного для ребёнка задания разделите его на части и проследите за выполнением каждой части.
  • Продумайте организацию рабочего места, исключите отвлекающие предметы.
  • Используйте игровые приёмы, они помогают снять стрессы, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.
  • Рассказывайте на ночь интересные истории из жизни ребёнка, добрые сказки, это снимает напряжение "рабочего" дня.

Как узнать, готов ли ребенок к школе

Поступление в школу вносит в жизнь ребенка большие изменения. Период адаптации достаточно сложен для него. Автор статьи одного из журналов даёт рекомендации педагогам и родителям по поводу того, как облегчить первокласснику период привыкания к школе. Выявление готовности ребёнка к школе.

Прежде чем раскрыть составляющие психологической готовности ребенка к школьному обучению, надо ответить на вопросы: к чему он должен быть готов, и какая именно готовность требуется от него. Во-первых, ребенку предстоит усваивать школьную программу, во-вторых, ему необходимо будет привыкнуть к новым условиям, в которые он попадет. Новизна состоит в следующем:

  • начинается новая для ребенка деятельность - целиком учебная, а не игровая;
  • ребенок должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и учителей;
  • ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания: и успехи оцениваются.

Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие:

  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • готовность познавательных функций;
  • готовность руки к овладению письмом;
  • социальную готовность.

Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.

Мотивационная готовность к обучению

Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребенка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в детском саду?" Он может ответить, что в детском саду ему уже все известно, и поэтому он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в школе, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридору и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа привлекает ребенка, но личностно он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть (через три дня портфель уже утратит для ребенка всякую привлекательность).

Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внимания, прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется в школьной обстановке. А если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.

Волевая готовность к обучению

К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово "надо" как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают.

Волевая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действовать по инструкции взрослого (по заданному им правилу), ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования психолог оценивает, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.

Готовность познавательных функций

Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и не одинаково (у некоторых детей в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).

Готовность руки ребенка к овладению письмом

Задача психолога при обследовании ребенка состоит в выявлении степени зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возможных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Кроме того, нужно обязательно дать родителям рекомендации по поводу того, какая помощь необходима их ребенку для того, чтобы "подтянуть" еще не до конца сформированную функцию, которая может тормозить его успеваемость в школе.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений руки (тонкая моторика). В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совершаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая моторика у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса). При обследовании ребенка психолог обязательно попросит его что-нибудь нарисовать (человека, дом) или срисовать узор с образца для того, чтобы оценить, насколько рука ребенка готова к письму.

Социальная готовность

Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности психолог смотрит насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.

Развитие пространственных представлений

Как показывает практика, у сегодняшних шестилеток чаще всего недостаточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в пространстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.

Для запоминания конфигурации букв можно лепить их с ребенком из пластилина; складывать из мелкой мозаики; делать из проволоки; рисовать на ладошке; обводить буквы пальцем, а потом повторять эти движения на чистой бумаге, обмакнув палец в краску.

Развитие речи

Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и вовсе противопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и психоневрологов.

На развитие речи сильно влияет общение с ребенком по поводу прочитанной им книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ; каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой, хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав­лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. При этом полезно использовать серии сюжетных картинок (комиксы). Ребенок должен разложить их по порядку и составить по ним рассказ. Для тренировки навыков обобщения и выделения существенных признаков полезна игра "сходство и различие". Если ребенку трудно, нужно помочь ему наводящими вопросами. Для получения положительного результата, такие занятия следует проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.

Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успешными в школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить общение с наиболее близкими им людьми. Самое дорогое, что мы можем подарить ребенку, - это посвящаемое ему время.

Развитие произвольности поведения

При формировании произвольного поведения, т. е. способности ребенка действовать не по своему желанию, а по заданию взрослого, ведущая роль, как это ни странно, принадлежит игре. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. Если в домашних условиях организовать такие игры затруднительно, то поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорите" родителям вполне по силам. В такой игре ребенок приучается действовать не по первому импульсу, а по правилу.

Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите

Ведущий обходит играющих и каждому говорит: "Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите!" После этого он ведет с участником игры беседу, задает разные вопросы, провоцируя чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: "черный", "белый", "да", "нет".

Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий: Что продается в булочной?

Ребенок: Хлеб.

Ведущий: Какой?

Ребенок: Мягкий.

Ведущий: А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

Ребенок: Всякий.

Ведущий: Из какой муки пекут булки?

Ребенок: Из пшеничной.

Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.

 

Как же узнать, готов ли ребёнок идти в школу?

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребенок, или в детскую поликлинику - там вам объяснят, как найти нужного специалиста.

Попробуйте ответить ("да" или "нет") на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.

  • Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?
  • Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?
  • Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
  • Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?
  • Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?
  • Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?
  • Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов?
  • Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
  • Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
  • Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")?
  • Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: "Зайчик, вспрыгни на пенёк!")?
  • Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
  • Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
  • Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?
  • Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?
  • Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
  • Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Меню раздела