Профилактика насилия

Как узнать, что мой ребенок стал жертвой сексуального насилия?

Профилактика насилия в семье

Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»);

члены семьи - близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Признаки насилия в семье:

·        прямая словесная агрессия (обидные высказывания в адрес жертвы, унижение ее на людях и наедине, обвинение в собственных неудачах);

·       презрение (например: явное неуважение с высказыванием своей точки зрения при любом удобном случае.Агрессор не уважает творческую деятельность, работу жертвы, да и все, что она делает);

·       насмешки, издевки и оскорбления;

·       постоянные крики угрозы в сторону жертвы;

·       следы ударов, шрамы, порезы, переломы, ушибы;

·       принуждение агрессором вступать с ним в сексуальный контакт без желания жертвы;

·       запугивание, в том числе угрозы похитить детей и не давать с ними общаться;

·       сильная и необоснованная ревность;

·       игнорирование чувств супруги (супруга);

·       мужчина не считается с мнением жены и наоборот;

·       муж подвергает опасности супругу. Заставляет ее находиться в таких условиях, которые грозят риском здоровью и жизни;

·       не разрешает пользоваться телефоном;

·       агрессор полностью контролирует жизнь своей жертвы или стремится к этому. Только он может принимать решения в жизни их обоих. Так муж может заставлять жену одной обеспечивать всю семью или наоборот не разрешать ей работать. Так же деспот может наложить запрет на выход из дома без его согласия, и взрослая женщина должна буквально спрашивать разрешения на все свои действия. 

 

Алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье:

·        постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.; 

·       обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей; 

·       определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома); 

·       выучите наизусть телефоны милиции, «кризисной» комнаты, соседей, друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности; 

·       подумайте, каким образом вы можете связаться с милицией, не забывайте, что в милицию вы сможете позвонить бесплатно; 

·       расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации; договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если вы подадите такой знак; 

·       отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом); 

·       убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия; 

·       потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом); 

·       старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо трудно доступных местах; 

·       старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения (шаль, шарф, толстые цепочки); 

·       всегда носите с собой мобильный телефон.

 

Меры наказания, применяемые к гражданам, совершившим насилие в семье:

административная ответственность - официальное предупреждение; профилактический учет; вынесение защитного предписания.

Защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями  9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия),  9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи (далее – КоАП РБ).

Административное правонарушение - умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, либо нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (статья 

9.1 КоАП РБ) – наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест

уголовная ответственность -

за умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, предусмотрено наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до одного года, или ареста (ст. 153 УК РБ);

за насилие, сопряженное с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения, не опасного для жизни, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4-х месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, предусмотрено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тотже срок (ст. 149 УК РБ);

за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.154 УК РБ).

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или зависимом положении, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы;

за насилие, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, угрозу убийством или уничтожением имущества общеопасным способом, предусмотрено наказание в виде штрафа, или общественных и исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.186 УК РБ);

изнасилование - наказывается ограничением свободы на срок до

четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет

(ст. 166 УК); 

насильственные действия сексуального характера – наказываются

ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет (ст. 167 УК). 

 

КУДА ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ ВЫ СТРАДАЕТЕ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ?

 ТЦСОН Первомайского района г.Витебска – 8 (0212) 37-20-17

В штате ТЦСОН имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения, обратившись по телефонам

«ДОВЕРИЕ» («горячая линия»): 

8 0212 37 20 17, 8 033 903 14 95

 

В области в каждом районе и городе функционирует «кризисная» комната. Гражданин (семья), пострадавший от насилия, может обратиться в ТЦСОН и получить временное убежище от нескольких часов до длительного периода времени как в дневное, так и в вечернее время суток, на территории другого района (вне зависимости от места регистрации и проживания).

 «Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном состоянии, временного приюта.

Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания.

 Адреса и номера телефонов, по которым можно обратиться по вопросу временного приюта в «кризисной» комнате:

Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска - ул.1-я Пролетарская, д.20, тел. 8-0212 37-04-32, 8-0212 27-09-96

Территориальные центры социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН) Витебской области безвозмездно оказывают жертвам насилия в семье консультационно-информационные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-посреднические услуги, материальную помощь, услугу социального патроната, временного приюта.

Социальная услуга - действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней (статья 1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);

консультационно-информационные услуги - информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);

материальная помощь - предоставление денежных средств, продуктов питания, санитарно-гигиенических изделий, средств ухода, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива;

социально-педагогические услуги - действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;

социально-посреднические услуги - содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;

социально-психологические услуги - содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;

социальный патронат - деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста.

 

 

 Общественные и религиозные организации:

- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» г.НОВОПОЛОЦК

Виды услуг:

• психологическая помощь.

8 (029) 517 27 94

(с 15.00 до 18 00, кроме субб. и вс.)

 

- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН»

Виды услуг:

• информационная и эмоциональная поддержка;

• социальное сопровождение;

• юридическая помощь;

• психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).

8 (033) 6 032 032

(время работы с 9:00 до 18:00, выходной субб., вс.)

 

- МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Виды услуг:

• информационная и эмоциональная поддержка;

• социальное сопровождение;

• предоставление временного убежища (шелтера);

• содействие в медицинском обследовании;

• юридическая помощь;

• психологическая помощь;

• психологическая помощь агрессору;

Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно)

и с номера velcom (оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента)

 

- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАДИСЛАВА»

Виды услуг:

• телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия;

• очные консультации психолога и специалиста по социальной работе;

• группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия;

• социально- психологическое сопровождение.

Телефон доверия 280-28-11

Если не берут трубку 8 (029) 610 83 55, stopnasilie.org

Для размещения в убежище - 8 (029) 610 83 55.

 

- СЕСТРИЧЕСТВО В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕФРОСИНЬИ ПОЛОЦКОЙ


Виды услуг:

• социальная помощь (предоставление временного приюта);

• духовная помощь;

• психологическая помощь.8 (029) 151 95 22

8 (033) 688 40 49

© 2019 Витебский областной исполнительный комитет

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике насилия в семье

 

·         Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

·         Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

·         Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

·         Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

·         Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

·         Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

·         Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

·         Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

·         Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

·         Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

 

 

 
свернуть

О чем рассказать ребенку,чтобы защить его от сексуального насилия

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, разработанный Министерством образования РБ совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь

Алгоритм

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, разработанный Министерством образования РБ совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь

 

   Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

   Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное и психологическое.

   Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ,или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие ,приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

     Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов , а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

   Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

   Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

   Целью информирования является повышение оперативности о получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

   Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на следующее:

   1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

  •    их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
  •    очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

     2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая и социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

   3. Особенности физического состояния и поведения ребенка:сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и парнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

   4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

  • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
  • противоречивые, спутанные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
  • обвинения в случившемся самого несовершеннолетнего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка,          бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

   Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

   Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

  • информация, поступившая от ребенка;
  • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
  • информация, поступившая от работников учреждения образования;
  • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация, собранная в ходе педагогической деятельности, наблюдений за ребенком;
  • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

   При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц, педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально – педагогической и психологической службы учреждения образования.

   Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (фактах) насилия:

  • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма гай(гор)исполкома и ОВД для принятии мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
  • поручает педагогу - психологу учреждения образования провести беседу с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях установления причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
  • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

     Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

  • осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
  • в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

     В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения образования не информирует последнего.

   В таком случае необходимо       организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 года Министром образования РБ, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

 При подтверждении фактов жестокого обращении, физического и психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально - педагогическую поддержку в учреждении образования.

 

 

свернуть

Научите детей видеть ложь!