Развитие связной речи на занятиях у детей с ОПФР

Основная задача развития речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказа, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

 

 

      1. Словарная работа.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди многочисленных приемов словарной работы можно выделить следующие:

Показ и называние нового предмета (его признаков или действий). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понят сущность предмета. Для лучшего понимания слово включается в знакомый ребенку контекст.

Объяснение происхождения данного слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе и т.д.)

Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом  – очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («это забор высокий иол низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными  и доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей к  самостоятельной постановке вопроса.

Подбор названий предметов к действия и названий действий к предметам (например: кошка мяукает; конь- ржет; утка – крякает); наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету (например: огурец – зеленый, сочный, свежий, соленый; белка – рыжая, проворная, пушистая); однокоренных слов. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

     2. Составление предложений по опорным словам.

 

    3. Обучение рассказыванию.

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например: воспитатель говорит ребенку: «Подойди к столу и возьми синий кубик и красный мячик». Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что сделал Коля?» — «Коля подошел к столу и взял синий кубик и красный мячик»

Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и повторить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При это один ребенок рассказывает, а остальные внимательно слушают и исправляют ошибки и неточности.

Рассказы описания.

Перед обучением рассказу-описанию проводится работа по сравнению предметов. Во время занятия предметы находятся перед глазами ребенка. Сначала дети учатся находить различия предметов по их характерным признакам, так как для дошкольника эта задача более легкая, а затем переходят к описанию сходных признаков.

 

Пример рассказа-описания:

 Заяц

 

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая и теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче прятаться от врагов. Заяц живет в лесу в норе.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

 

Серии картинок позволяют ребенку разобраться в последовательности событий. Вот некоторые приемы работы с сюжетными картинками.

Воспитатель раскладывает перед детьми серию сюжетных картинок, читает рассказ по эпизодам, а дети должны показать соответствующую картинку.

Воспитатель раздает детям предметные картинки. А сам показывает сюжетные, сопровождая их рассказом. Деи должны подобрать предметные картинки к донной серии сюжетных картинок.

Воспитатель читает рассказ и выставляет на доске серию сюжетных картинок. Затем картинки убирает,  а дети должны сами разложить картинки и повторить рассказ.

Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. Воспитатель начинает  рассказ по первой картинке, дети должны его продолжить по своим картинкам.

Каждому ребенку дается серия картинок, и он сам расставляет их в нужной последовательности и составляет по ни рассказ.

Составив рассказ по серии сюжетных картинок, дети придумывают ему название, реплики и диалоги к сюжету, а так же дополняют его предыдущими и последующими событиями.

После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети передают его содержание в лицах.

       4. Разучивание стихотворений

Подбор должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано воспитателем (наизусть).

Воспитатель задает детям вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

После этого воспитатель выясняет, какие слова детям не знакомы и объясняет их значение.

Заучивание стихотворения развивает у ребенка чувство ритма, поэтому полезно попросить детей отхлопать ритм.

 

     5. Пересказ художественных текстов

Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме. На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

Воспитатель пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.

Ребенок пересказывает текст с помощью наводящих вопросов.

Ребенок пересказывает текст по плану, составленному воспитателем.

Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, дугой продолжает, а третий заканчивает.

Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как он близок к игровому.

 

Меню раздела