Рекомендации музыкального руководителя

Шумовые музыкальные инструменты

Все шумовые инструменты можно разделить на две группы: ритмические и мелодические.

Ритмические инструменты звучат с определённым звуком, показывая только ритмический рисунок произведения, то есть показывают чередование коротких и длинных звуков; а мелодические шумовые инструменты издают звуки разной высоты, как и другие музыкальные инструменты.

Чтобы инструмент зазвучал - нужно его потрясти, ударить или в него побить.

Все ритмические инструменты можно разделить на те, звук в которых получается путём:

1) удара;

2) встряхивания.

Давайте поближе познакомимся с этими инструментами.

Инструменты, звучащие благодаря удару:

1. Ритмические палочки (клавесы)

Это  две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

 2. Коробочка.

Это полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

3. Колотушки.

Колотушка – музыкальный инструмент сторожа или охранника. Этим ударным инструментом хранитель порядка ходил и постукивал темными ночами, тем самым отпугивая воров и вселяя спокойствие в живущих рядом людей – они знали, что их охраняют.

Конечно, этот музыкальный инструмент был любим не только сторожами, в различных народных ансамблях, да и на любом празднике не обходилось без колотушки.

Колотушка представляет собой  деревянный каркас, который обтягивали каким-нибудь упругим материалом, чаще всего кожей. Вверху колотушки привязывали небольшой, как правило, деревянный шарик. Когда колотушку приводили в движение, и этот самый шарик ударялся об её упругую часть и колотил её - издавал стучащие звуки

4. Ложки.

Кто и когда додумался, ложки превратить в музыкальный народный инструмент никто не знает, но это самый колоритный и распространенный музыкальный инструмент. Ещё в 18 в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Для оркестра используются музыкальные деревянные ложки, изготовленные из берёзы или клёна. Обычные ложки делаются из липы, но это хрупкое дерево, да и звук у липы очень слабый. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

 В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

 Существует множество приёмов игры на ложках. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

5. Трещотки.

Старинный русский народный инструмент,  заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием.  Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. В трещотки очень любили играть скоморохи. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

6. Кастаньеты.

7. Рубель.

Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.

 Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.

 Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.

 Музыкальный рубель имел небольшие отличия от бытового: они на одной стороне имели высверленную резонаторную полость. Бытовой рубель был немного длиннее музыкального, и имел не такие острые грани.

 Как можно понять из его вида играли на нём просто: проводили чем-нибудь вверх и вниз.

8. Барабан.

Это общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками.

9. Тарелки.

Они представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.

10. Треугольники.

Эти инструменты изготавливаются из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

 

Инструменты, звучащие благодаря встряхиванию:

 1. Погремушки.

Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые.

 Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.

2. Маракасы.

Один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Держать маракас нужно за ручку и только одной рукой. Сила встряхивания определяет силу звука, издаваемого инструментом. Движения могут быть как вертикальными, так и горизонтальными. Древние маракасы изготавливали индейцы латинской Америки из плодов дерева агуэро. Они вынимали мякоть, а кожуру, высушенную на солнце, заполняли семенами. В Африке маракасы делали из плодов тыквы или кокоса.

 3. Бубенцы.

Небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке. Внутри полых металлических шариков свободно перемещается металлический шарик. При встряхивании бубенцов, он ударяется о внутренние стенки шарика, и мы слышим звук.

 4. Колокольчики.

Инструмент в форме маленького колокола, обладающий протяжным объемным звуком. Может быть точно настроен на определенную ноту, так и не имеет точной настройки.

5. Бубен.

Этот инструмент имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Основные приёмы игры:

1)    Встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или, если нужно тихое звучание колокольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито);

2)    Удары правой рукой по мембране (бубен держат вертикально левой рукой за обод или продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе);

3)    Удары пальцами обеих рук (при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока). Инструмент при этом держат двумя руками вертикально.

Большое значение имеет место удара и его сила, влияющая на тембр и силу звука. Удары можно производить раскрытой ладонью, мягкой (нижней) частью ладони, плоскими и полусогнутыми пальцами (подушечками пальцев), кулачком; можно чередовать удары кулачка и пальцев, ладони и пальцев.

Раньше «бубнами» называли все шумовые ударные инструменты.

 

«Мелодические»  шумовые инструменты:

1. Ксилофон.

Он представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме. Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту. Играют стоя или сидя двумя молоточками.

Удар должен быть коротким и энергичным.

2. Металлофон.

Инструмент представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.

                Работа по первичному закреплению:

- А теперь давайте поиграем и попробуем угадать звучащие шумовые инструменты.

(Взрослый включает звуки шумовых инструментов (или играет на инструментах за ширмой), прослушав - дети должны назвать инструмент, найти его и воспроизвести звук).  

Пляска «Ложки деревянные».

(На мотив русской народной песни «Жили у бабуси»).

1. Взяли в ручки ложки,

Постучим немножко.

Постучим от души!

Наши ложки хороши!

2. Побежали ножки,

Застучали ложки.

Побежали малыши,

В ручках ложки хороши!

3. Детки приседают,

Ложки отдыхают.

Тише, тише, не шуми,

Отдыхают малыши!

4. Где же ложки у ребят?

За спиною тихо спят.

Просыпайся, ложка!

Постучи немножко!

     Игра на ложках исправляет кривой детский почерк. Лечит малышей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности, а также других «болезней», которые могут перейти в хронические. А лекарство – это игра на ложках! У детей развивается мелкая моторика рук, и, как следствие, решаются многие проблемы.

    Держат ложки за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Либо, положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создав, таким образом, своеобразный резонатор), ударяют по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт. Стучать ручками и «щеками» в кулачках. Палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные, «лошадка», «барабанщик» игра на трёх ложках и др.

     Динамика (громкость) регулируется силой удара. Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны.  Используется всего два – три приёма игры.  Это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования и развития детей.

Давайте попробуем поработать с ложками и выучим аккомпанемент к русской народной песне «Ах, вы сени, мои сени!»

1. Сначала прослушайте произведение (Слушание).

2. Затем - прохлопайте ритм (Выяснение ритма).

- показ взрослого;

- дети сами могут попробовать простучать или прохлопать;

- коллективное простукивание.

3. Объяснение взрослого, как нужно играть. Учимся играть на ложках.

 

Вступление: Дети сидят на стульчиках.

В правой руке – 2 ложки. Качают головой вправо-влево.

Ударяют ложками (один удар на каждый такт):

 

1 куплет:    1 - 4 такты – по своей ладони.

                  5 - 8 такты: тремоло.

 

Что такое тремоло?

Трéмоло (итал. tremolo, букв. — дрожащий) — разновидность мелизма. Приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.

 

2 куплет:     1 такт - по ладони.

                   2 такт - по колену.

                   3 такт - по ладони.

                   4 такт - по колену.

                   5 – 8 такты: тремоло

 

3 куплет:     1 такт - по своему колену,

                   2 такт - по колену соседа,

                   3 такт – по своему колену,

                   4 такт – по колену соседа.

                   5 – 8 такты: тремоло.

 

4 куплет:   1 такт - левое колено,

                 2 такт - правое колено,

                 3 такт - плечо,

                 4 такт – ладонь.

                 5 – 8 такты: тремоло

 

5 куплет:  1 - 4 такты: ударяем по ложкам соседа,

                5 - 8 такты: тремоло над головой.

В конце говорим: Всё!

   

    Дерзайте! Развивайте детей, используя русские, белорусские и авторские шумовые инструменты. И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.

 

поделиться в: