ЗАНЯТИЕ
КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.
Условием успешного развития воспитанников является знание педагогическим работником дидактических закономерностей формирования у детей системы представлений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познавательную активность, умение придать познанию поисковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребёнка.
Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребёнка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.
Таким образом, современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости изменения отношения к планированию и организации разнообразных (в зависимости от возраста детей, дидактических задач, содержания, структуры) занятий с детьми.
Занятие — это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребёнком, направленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их познавательных потребностей.
Занятия классифицируются:
- по количеству обучаемых (индивидуальные, подгрупповые, групповые);
- по дидактическим задачам (усвоение нового, закрепление ранее приобретённого опыта, творческое применение представлений, умений, навыков);
- по содержанию дошкольного образования (доминантное (изодеятельность, музыкальное, физкультурное, предматематика, природа и другие образовательные области), интегрированное (объединение содержания нескольких образовательных областей))
Занятие имеет чётко выраженную структуру. Структура занятия — логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учётом содержания учебного материала, методов обучения, отражающих логику процесса и направленных на достижение поставленной цели. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность, мотивировать на неё через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы.
На данном этапе занятия методы и приёмы индивидуализируются и дифференцируются в соответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка или группы детей. Обращения ко всем детям необходимы, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечёткого объяснения педагога). В зависимости от образовательной области, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Во время занятия педагог даёт возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Минимальная помощь оказывается тому, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения таким детям бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса.
Чтобы у ребёнка было желание заниматься, важно учитывать состояние его здоровья, т.к. он может не воспринимать материал, если болен, утомлён — ему не интересно содержание.
Успешное формирование познавательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет что-то делать, заставить его нельзя. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», чтобы не вызвать неудовольствие педагога и др. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом воспитанника: «интересно», «хочу познать, уметь» эта цель становится деятельностью самого ребёнка. Результаты познавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребёнка, что свидетельствовало о его продвижении вперёд, показало, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей, от сложности учебной задачи.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.
В структуре занятия не предусмотрена проверка усвоения детьми представлений, умений и навыков. Это можно узнать через использование метода наблюдения во время занятия, в нерегламентированной деятельности, через анализ продуктов детской деятельности.
В деятельности педагога на занятии главным является организация познавательной активности воспитанников. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» представлении об объекте или явлении природы, создаёт ситуацию «открытия». В педагогике говорят: «положить цели в сферу деятельности ребёнка».
Занятие направлено на достижение определённого результата. Оптимальный результат - продуктивность деятельности - соотношение между результатом и затратами. Планируя занятие, необходимо, прежде всего, определить его цель.
Цель — краткая, позитивная формулировка того, какой положительный результат будет получен, если решить задачи. Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психологическим и физическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.
Задача — путь достижения цели (решение задач обеспечивает достижение желаемого результата).
Развивающие задачи могут включать в себя развитие речи, например: обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания речи, совершенствование её коммуникативных качеств и др.; развитие мышления,например: формирование умений осуществлять необходимые мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.), развитие памяти, воображения, восприятия, внимания; развитие двигательной сферы: сноровки, соразмерности движений, двигательных действий; развитие сенсорной сферы: глазомера, точности, тонкости различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировки во времени и пространстве.
Решение обучающих задач предусматривает формирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков.
Воспитательные задачи предполагают оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала, а также решаются проблемы, складывающиеся на занятии в детском коллективе.
Каждый компонент занятия следует рассматривать прежде всего с точки зрения того, каков его вклад в достижение триединой цели. Разделение программных задач на обучающие, воспитательные и развивающие в работе с детьми дошкольного возраста чисто условно, т.к. они выступают в единстве.
В образовательном процессе учреждения дошкольного образования могут использоваться и развивающие, и обучающие занятия. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспериментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребёнка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.
В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:
На усвоение новых представлений.
Цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы.
На закрепление и систематизацию накопленного опыта детей.
Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.
Комбинированный (смешанный).
Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.
При планировании занятий и формулировании задач необходимо учитывать основные этапы усвоения детьми представлений, формирования навыков и умений: восприятие — понимание и осмысление — запоминание — применение по образцу — применение в творческих условиях (новых, в самостоятельной деятельности).
Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели, возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным (Для чего? Чтобы помочь, преодолеть, найти и др.), научным (достоверным), логично выстроенным, наглядным, достаточного объёма, дифференцированным в соответствии с потребностями и задатками детей, не перегруженным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должно постепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, возвращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.
Реализация содержания учебной программы обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования [4].
На занятиях используются различные методы воспитания и обучения:словесные, наглядные, практические, игровые. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод — это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Методы обучения должны быть оптимальными и соответствовать целям, задачам того или иного этапа обучения (например, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовленность, способствовать решению поставленных задач занятия.
Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др.; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.
Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимают равное место. Иногда преобладает показ, иногда — пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребёнку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять то или иное действие или просто напоминает о нём).
Словесные методы.
Рассказ (устное изложение учебного материала без вопросов) используется для сообщения новых представлений, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание окончания). При обучении Детей рассказыванию им часто даётся образец; о личных впечатлениях (как я...); рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомитьдетей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение.
Беседаприменяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и представления о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросовк детям в логической последовательности, в краткой и чёткой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нём есть скрытое противоречие, он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения, побуждает детей к поиску неизвестного, нового знания.
Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению ими новых представлений, умений практический характер.
Упражнение- многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания.
Элементарные опыты и эксперименты,которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку получить новые представления о том иди ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.
Метод наглядного моделирования- наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком.
Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы:внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребёнка. На большом эмоциональном подъёме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Методический приём — это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода. Приём обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод обучения. Приёмы, используемые на занятии: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение, вопрос и др.
Совместная деятельность субъектов образовательного процесса осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Форма обучения - организационная форма учебного занятия, зависящая от метода, лежащего в основе его организации [3].
Нормативные правовые документы о дошкольном образовании, содержание учебной программы дошкольного образования подтверждают, что сегодня перед педагогом ставится задача использования в образовательной практике форм и методов, соответствующих не только возрастным, но и индивидуальным особенностям ребёнка, на основе взаимодействия с ним, ориентированных на его интересы, возможности, социальную ситуацию развития.
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии разнообразны: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная.Каждая из этих форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства. Чаще всего на занятиях используется несколько форм организации познавательной деятельности детей. Например, фронтальная форма в сочетании с подгрупповой и др.
Фронтальная (со всей группой детей) эффективна при ознакомлении детей с новыми представлениями, на итоговом занятии, однако она может ограничивать индивидуальный и дифференцированный подход, не всегда позволяет сконцентрировать внимание детей, увидеть, как идёт усвоение программных задач каждым ребёнком, сложна в организации (много детей).
Индивидуальная (не путать с индивидуальным подходом, осуществляемым на занятии!) — это работа с одним ребёнком, она учитывает физические и психологические особенности воспитанника (стеснительность, застенчивость и др.), его задатки, потребности, даёт возможность отработать необходимые навыки и умения. Однако она не формирует навыки общения со сверстниками, отличается слабой мотивацией, ребёнок не может сравнить результаты своей работы с результатами сверстников, сложна в организации (чем занять остальных детей группы?) и т.д.
Групповая (подгрупповая) позволяет: осуществлять дифференцированный подход (дифференцированное обучение — форма организации образовательного процесса, при которой педагог работает с группой детей, состав которой подобран с учётом наличия у них каких-либо значимых для образовательного процесса общих качеств) к содержанию занятия, решать ряд воспитательных задач, принимать коллективное решение, однако она сложна в определении способов объединения детей в группы, в организации работы групп, в организации контроля за работой группы детей со стороны педагога. Способы объединения детей в группы могут быть произвольными (№ стола, по желанию самих детей, лепестки одного цвета, по полу и др., и целенаправленными (по уровню здоровья (группы здоровья), по способностям к определённому виду деятельности, по личностным качествам и др.). Реализация дифференцированного подхода невозможна без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка, присущих только ему личностных качеств. Только знание его особенностей обеспечит личностно ориентированную систему дошкольного образования, поможет раскрыть задатки и потребности каждого ребёнка, возможность подобрать соответствующие методы для его развития. В конечном итоге это позволит обеспечить качество дошкольного образования.
Работа в парах, развивая общение со сверстниками, предполагает взаимообучение, воспитание ответственности за общее дело, формирование умений выслушать, помочь другому и др.
Эффективности занятий в учреждении дошкольного образования способствует владение педагогом методами проектирования и конструирования современных видов занятий с детьми.
Успешности детских достижений способствует проведение разных типов и видов занятий с детьми дошкольного возраста. Особенно тех (интегрированные, комплексные), в основу которых положена личная деятельность самого ребёнка, организованная через разнообразные формы его познавательной деятельности, а также эффективные методы и приёмы обучения. При этом достигается единство «аффекта и интеллекта», на необходимость которого в образовательном процессе неоднократно указывал Л.С. Выготский. Роль воспитателя — создавать благоприятную обстановку в группе для всех детей без исключения. Привлечение детей для оказания посильной помощи сверстникам с ограниченными возможностями (если в группе такие есть) поможет формированию у них чувства эмпатии, защищённости.
Основными критериями определения эффективности занятия можно считать следующие: степень соответствия содержания теме занятия, поставленным задачам, возрасту детей, уровню, их психофизического развития, типу занятия; степень эффективности методов и приёмов, направленных на активизацию познавательных способностей детей; целесообразность организации детей на занятии, её педагогическая направленность; особенности педагогического взаимодействия.
Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты только в пределах образовательной области: животные и растения — это «Ребёнок и природа», числа и геометрические фигуры — это «Элементарные математические представления» и т.д. Раскрытию целостной сущности определённой темы через объединение содержания разных образовательных областей в широком информационном поле занятия путём взаимного проникновения и обогащения призвано интегрированное занятие.
Интегрированное занятие — это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы через взаимное проникновение и обогащение содержания нескольких образовательных областей учебной программы дошкольного образования.
Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета, явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание положительного эмоционального настроения.
Интегрированное объединение содержания нескольких образовательных областей учебной программы не является произвольным или механическим. Необходимо предусматривать его таким образом, чтобы образовательные области дополняли, обогащали друг друга. Интегрированные занятия должны быть тематическими. Избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представления могут включаться в занятие в виде: фрагмента; отдельного этапа; в течение всего занятия. При рассмотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого понятия. Если же основное понятие является обобщённым — у детей формируется целостная картина по определённой теме.
Структура интегрированных занятий требует особой чёткости, продуманности и логической взаимосвязи содержания из разных образовательных областей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов.
Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребёнка. Планирование и организация интегрированного занятия требует от воспитателя умений: выделить из образовательных областей (сфер жизнедеятельности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между ними; изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подобрать определённые задания для обеспечения познания содержания каждой образовательной области; сформулировать основную цель и задачи занятия; смоделировать структуру занятия, подобрать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; предположить оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.).