Формирование экологической культуры воспитанников через музыкальную деятельность

Экологическая культура человека закладывается и развивается в дошкольном возрасте. Ребёнок начинает формироваться как личность, развивается позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Какими вырастут наши дети, научатся ли они любить окружающий мир, не разрушать его красоты и первозданности, бережно относиться ко всему живому, зависит от нас, родителей и педагогов.

Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.

Развивая в ребёнке умение видеть и быть творцом прекрасного, мы обязательно коснёмся и других направлений развития, а именно: социально-нравственного, эстетического, познавательного, речевого. Решение проблемы экологического воспитания дошкольников, наиболее остро вставшей в последние годы, в нашем дошкольном учреждении решается в различных видах детской деятельности, в том числе и на музыкальных занятиях.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе занятий дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения. Познание прекрасного в окружающей действительности, воспитание познавательного интереса к миру природы, воспитание любви к природе происходит через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста. Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности.

Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из 1 младших групп представляют себя в разных образах: птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е.Тиличеевой), мишкой («Мишка» М.Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т.Ломовой).

Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. Воспитанники с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц (звукоподражание).

В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления (р.н.п. «Петушок», «Лошадка» М Симоновского, «Пляска с листочками» А.Филиппенко, «Дождик» Н.Любарского и др.).

На музыкальных занятиях в средней, старших группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру.

Очень важно использовать во всех видах музыкальной деятельности произведения композиторов-классиков о природе. Для слушания можно использовать: «Времена года» П.И. Чайковского и А. Вивальди; «Зимнее утро», «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; «Океан – море синее» - вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и «Полёт шмеля», «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; «Карнавал животных» К. Сен-Санса; «Утро» Э. Грига, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Балет невылупившихся птенцов» («Картинки с выставки») М. П. Мусоргского и др.

Перед слушанием музыки очень важную роль играет краткое вступительное слово музыкального руководителя — интересное и образное. Необходимо использовать наглядность: видеоматериалы, репродукции великих художников.

Любимый и самый доступный вид музыкальной деятельности – пение. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание.

В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного к ним отношения. На занятиях можно использовать как народные песни, так и авторские.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайчика, ловкого кота и юркой мышки. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.

В качестве дополнительного материала я предлагаю детям музыкальные игры Екатерины Железновой – сказки-шумелки, которые очень нравятся детям, дарят им много положительных эмоций и также учат любви ко всему окружающему.

Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий мы получаем следующие результаты:

  • с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
  • ребёнок осознаёт себя частью природы;
  • воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
  • формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Детские души как росточки: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко, и росточки проросли. А какими будут эти росточки — зависит от нас, от взрослых!