Учить ли дошкольника читать!

Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.

  • «Отнимаем у детей детство. Пусть играют, пока малы!»
  • «Чему же тогда учиться в школе?»
  • «Чтение вредит зрению».
  • «Ребенок 5-6 лет не сумеет овладеть чтением» и т.д.

  Однако аргументов за обучение чтению, грамоте все же больше.


Обучать малыша 5-6 лет можно и нужно, потому что:

  • нормально развивающийся пятилетний ребенок обладает достаточно сформированной устной речью (знает много слов, умеет связывать слова в предложения, рассказывает, чисто произносит звуки). Это является базой для развития письменной речи;
  • раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);
  • чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;
  • в процессе чтения происходит познание окружающего.

  В детстве лингвистические способности детей ярко выражены. Речь ребенка еще находится в стадии формирования. Звуки еще не стали чем-то обычным, не замечаемым, как дыхание. Дети являются экспериментаторами в своих лингвистических открытиях. И дошкольники достаточно рано начинают проявлять интерес к буквам и многие родители, не ожидая момента поступления ребенка в школу, начинают знакомить детей с буквами, учить читать. Но обучение ребенка чтению начинается не с букв, так как буквы - это самая большая абстракция для его сознания. Если он будет знать весь алфавит, это не приведет его к чтению. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах - вот важнейший этап на пути ребенка к чтению. Наигравшись со звуками, научившись их слышать и выделять в словах, малыш сумеет постичь секреты слухового слогообразования.

Для запоминания букв можно использовать следующие приемы и игры:

  • найти заданную букву в массе букв разрезной азбуки;
  • вылепить букву из пластилина, теста;
  • сложить из спичек, палочек, веточек, мелких предметов (пуговиц, фасоли, крупинок, зернышек);
  • угадать букву, которую написали на спине, на ладошке;
  • написать букву на песке;
  • написать мокрой тряпкой;
  • написать на запотевшем стекле;
  • на что похожа буква (О - колесо, В - очки без дужек);
  • в старой газете заданную букву: зачеркнуть, обвести, проткнуть булавкой, две похожие буквы одновременно одну зачеркнуть, а другую обвести кружочком;
  • превратить выложенную из палочек букву в другую. Из Н выложить П и т.п.;
  • дописать недостающий элемент в букве; 
  • рассмотреть из скольких элементов состоит буква.

  Сделайте надписи к окружающим ребенка предметам. И даже если вы не станете проводить с ним никаких занятий, каждый малыш благодаря особенностям периода детства, впитывая окружающее, интуитивно придет к восприятию письменности (чтению). Ребенок по слову вспоминает предмет, а по предмету - слово.

  Каждый ребенок с удовольствием будет ежедневно читать свое имя. Сделайте слово-надпись имени ребенка, которое он видит ежедневно на своем шкафчике, кроватке и т. д. Именно с имени ребенка, самого близкого и знакомого с рождения ему слова, и начинается стимулирующей развитие познавательного интереса к письму и чтению. Ребенок видит слово - свое имя. Он впитывает его буквенное обозначение. Затем используйте имена членов семьи и слова, обозначающие части тела. Познание ребенка начинается с изучения семьи и своего тела.
  По наблюдениям специалистов для каждого десятого ребенка научиться читать (а впоследствии и грамотно писать) - действительно проблема. Вполне возможно, что это дислексия - врожденное нарушение восприятия устной и письменной речи. Это когда ребенок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла написанного. Большинство детей очень быстро осваивают этап «звук – буква», а дети с дислексией спотыкаются именно на этой фазе. Они не в могут связать звук и символ. Например, в русском языке звуков (фонем) - 39, а букв всего 33. Так, слово «кот» состоит из трех звуков: [к], [о], [т]. Но дислектики слышат слово «кот» как один звук. 

У детей с дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок:


• Замены и смешения звуков при чтении (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш и других).
• Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова.
• Пропусках согласных и гласных; добавлениях звуков; перестановках звуков; пропусках, перестановках слогов и др.
• Нарушения понимания прочитанного слова, предложения или текста.
• Аграмматизмы (нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.).


  Для детей с дислексией характерна вариабельность ошибок: одно и то же слово ребенок может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «хотела-ходела-хотила-ходила»; «только-долька-долга»; «щука-чтука-щтука».

  Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст, как это бывает у более старших детей: «выше-вышла»; «хотела-ходила». 

  Неуспешность в освоении навыков чтения может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи способны вызвать и закрепить такие черты, как неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженная самооценка. Поэтому больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке.

  Считается, что навыки чтения наилучшим образом усваиваются от 5 до 7 лет. Если вы впервые заметили, что ребенок не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений и помощь специалиста.

Чем раньше вы сумеет разглядеть у ребенка симптомы дислексии и своевременно обратиться за помощью к логопеду, тем лучше вы сможете ему помочь.

из статьи учителя-логопеда Звонцовой Юлии Анатольевны