Проект «Здоровые зубы – здоровью любы»

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность:

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вид, существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.

Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.

Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)

Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Задачи проекта:

Образовательные:

Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.

Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.

Обучить основным правилам ухода за зубами.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.

Воспитательные:

Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;

повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.

Гипотеза:

Если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Повысится интерес к уходу за зубами.

Повысится общий уровень проведения культурно-гигиенических навыков.

Дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полотью рта.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный

Сбор информации:

выяснить, что знают дети по теме проекта, определить круг вопросов, на которые дети хотят получить ответ:

— Как устроен зуб?
— Где живут зубы у маленьких детей?
— Почему зубы называются молочными?
— Почему молочные зубы начинают шататься?
— Откуда берутся постоянные зубы?
— Надо ли лечить молочные зубы?
— Как правильно чистить зубы?
— Что можно сделать для здоровья зубов?

Выяснить способы получения информации:

  • спросить у родителей;
  • в энциклопедии;
  • в книгах;
  • в журналах;
  • в интернете;
  • посмотреть мультфильм, видеофильм;
  • спросить у врача;
  • сходить на экскурсию с родителями в стоматологический кабинет.

Подбор иллюстраций;

  • Подбор и разработка дидактических игр;
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор видео, аудио материала;
  • Разработка консультаций для родителей;
  • Подготовка выставки принадлежностей по уходу за зубами.

II этап. Основной

 

1. Образовательная деятельность с детьми

«Рот и зубы. Строение и функции зубов».

Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.

«Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».

Цель: познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.

2. Беседы «Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься? «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»; познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»; работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы».

3. Игровые образовательные ситуации («Микробы и зубная щётка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми»; дидактические упражнения («Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий»);

  1.  Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме («Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковский, «Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С.Войтюк, Н.Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре»), разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде, пасте, драматизация стихотворения Л. Генераловой «Молочный зуб»

5. Подготовка фотографий для стенда «Как я чищу зубки».

6. Продуктивная деятельность по теме:

- рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»;

- аппликация «Веселый зуб и подруга щётка».

7. Познавательно-исследовательская деятельность: 

  • Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, их количество, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения. При самообследовании выясняли, что зубы гладкие, прочные, у каждого есть свое место и назначение).
  • Обследование муляжа челюсти человека.
  • Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Влияние кислоты на зубы».

Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).

  • «Влияние пищевых красителей на зубы»

Цель: изучить влияние пищевых красителей на прочность зубов, зубную эмаль».

Работа с родителями в ходе реализации проекта:

— Памятка для родителей на тему «Зубы ребёнка всегда должны быть чистыми», «Пять видов полезных продуктов для зубов»

III этап. Заключительный.

  • Итоговое занятие «Здоровые зубы - здоровью любы»

     

Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов:

У детей:

сформированы начальные представление о значении зубов для организма;

дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;

дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;

у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;

у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.

У родителей:

повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;

укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.

Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.