Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вид, существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.
Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.
Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.
Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.
Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)
Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.
Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.
Обучить основным правилам ухода за зубами.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.
Воспитательные:
Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;
повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.
Гипотеза:
Если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Повысится интерес к уходу за зубами.
Повысится общий уровень проведения культурно-гигиенических навыков.
Дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полотью рта.
Этапы реализации проекта
I этап. Организационный
Сбор информации:
выяснить, что знают дети по теме проекта, определить круг вопросов, на которые дети хотят получить ответ:
— Как устроен зуб?
— Где живут зубы у маленьких детей?
— Почему зубы называются молочными?
— Почему молочные зубы начинают шататься?
— Откуда берутся постоянные зубы?
— Надо ли лечить молочные зубы?
— Как правильно чистить зубы?
— Что можно сделать для здоровья зубов?
Выяснить способы получения информации:
- спросить у родителей;
- в энциклопедии;
- в книгах;
- в журналах;
- в интернете;
- посмотреть мультфильм, видеофильм;
- спросить у врача;
- сходить на экскурсию с родителями в стоматологический кабинет.
Подбор иллюстраций;
- Подбор и разработка дидактических игр;
- Подбор художественной литературы;
- Подбор видео, аудио материала;
- Разработка консультаций для родителей;
- Подготовка выставки принадлежностей по уходу за зубами.
II этап. Основной
1. Образовательная деятельность с детьми
«Рот и зубы. Строение и функции зубов».
Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.
«Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».
Цель: познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.
2. Беседы «Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься? «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»; познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»; работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы».
3. Игровые образовательные ситуации («Микробы и зубная щётка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми»; дидактические упражнения («Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий»);
- Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме («Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковский, «Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С.Войтюк, Н.Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре»), разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде, пасте, драматизация стихотворения Л. Генераловой «Молочный зуб»
5. Подготовка фотографий для стенда «Как я чищу зубки».
6. Продуктивная деятельность по теме:
- рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»;
- аппликация «Веселый зуб и подруга щётка».
7. Познавательно-исследовательская деятельность:
- Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, их количество, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения. При самообследовании выясняли, что зубы гладкие, прочные, у каждого есть свое место и назначение).
- Обследование муляжа челюсти человека.
- Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Влияние кислоты на зубы».
Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).
- «Влияние пищевых красителей на зубы»
Цель: изучить влияние пищевых красителей на прочность зубов, зубную эмаль».
Работа с родителями в ходе реализации проекта:
— Памятка для родителей на тему «Зубы ребёнка всегда должны быть чистыми», «Пять видов полезных продуктов для зубов»
III этап. Заключительный.
- Итоговое занятие «Здоровые зубы - здоровью любы»
Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов:
У детей:
сформированы начальные представление о значении зубов для организма;
дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.
У родителей:
повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.
Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.