Организация прогулки

Структурные компоненты прогулки

Прогулка в учреждении дошкольного образования имеет определённые структурные компоненты, которые всегда соблюдаются при её планировании.

  1. Познавательная практическая деятельность

1.1. Наблюдения за объектами неживой природы, растениями, ближайшим социальным окружением, трудом взрослых.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, подгруппами, а также индивидуально.

Объектами наблюдений могут быть:

- растения и животные;

- неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы;

- труд взрослых;

- явления социальной действительности.

Виды наблюдения:

кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлений (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.);

длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта в прошедшем и настоящем времени.

Организуя наблюдения, педагог соблюдает данный алгоритм:

- устанавливаются факты;

- формируются связи между частями объекта;

- идет накопление представлений у детей;

- проводятся сопоставления;

- делаются выводы и устанавливаются связи между ранее и непосредственно проводимым наблюдением.

1.2. Элементарная опытническая и экспериментальная деятельность с объектами неживой природы, растениями (с подгруппой детей). В зависимости от времени года и места нахождения детей на участке можно проводить разнообразные опыты с водой. Например, «Царство цветных льдинок», «Соревнование мыльных пузырей», «Удивительные фонтаны», «Водяные часы». Вызовут у детей неподдельный интерес такие опыты с ветром, как «Откуда дует ветер», «Воздух занимает место». Откроют много нового игры-опыты с песком: «Узоры на песке», «Из чего построен замок», исследования явлений неживой природы «Измерение тени взрослого и ребенка», «Изготовление солнечных часов», растений «Живые часы», «Сколько лет дереву».

При проведении элементарной опытнической деятельности в неживой природе педагогу необходимо знать требования к организации опытов и этапы проведения, чтобы сформировать у воспитанников способность и умение самостоятельно организовывать познавательно-исследовательскую деятельность.

  1. Трудовая деятельность детей

2.1. Трудовая деятельность в цветнике или на огороде в зависимости от сезона и возраста детей;

2.2. Труд на участке по уборке мусора, перекапывание песка в песочнице, расчистка дорожек от снега и др.

Пристальное внимание на прогулке уделяется трудовой деятельности детей, которая планируется и проводится в любое время года, что влияет на содержание и формы ее организации (групповые, подгрупповые и индивидуальные). Весной и летом дети совместно со взрослым могут осуществлять разнообразный уход за растениями: перекапывать почву, сеять семена, поливать растения, рыхлить землю, пропалывать грядки. В осенний период детям предоставляется возможность собирать семена цветов, урожай на огороде, сгребать листья. В зимнее время детей привлекают к расчистке снега, снежным постройкам. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим воспитанникам овладеть необходимыми умениями и навыками. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. В процессе труда особое внимание уделяется качественному выполнению трудовых действий и достижению положительного результата. 

  1. Двигательная деятельность

3.1. Подвижные игры разной степени подвижности и физические упражнения по развитию основных видов движений. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, где развиваются основные движения, физические качества, снимается умственное напряжение от занятий, прививаются чувства доброжелательности, уважительного отношения друг к другу. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр высокой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые, увлекательные подвижные игры помогают детям адаптироваться к погодным условиям. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как: бабки, кольцеброс, кегли. А в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду в затенённых местах проводятся игры с водой.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования, проведение подвижных игр и физических упражнений во время первой и второй прогулок в первой младшей группе -10 минут, во  второй младшей группе составляет 20 минут, в средней – 20-25 минут, в старших – 25 минут. Каждый месяц разучиваются 2-3 подвижные игры, а затем организуется повтор и многократные закрепления их содержания. Во второй младшей группе рекомендуются игры с разнообразными имитационными движениями. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старших группах большое место отводится играм-эстафетам, спортивным играм, играм с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений, при этом следует своевременно переключать детей с интенсивных и длительных движений на действия малой подвижности. Особого внимания требуют дети со сниженной двигательной активностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения (упражнения). Летом – это езда на велосипеде, классики, зимой – катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

3.2. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, благодаря соответствующим играм они адаптируются к погодным условиям. Зимой преобладают физические упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке). У детей возникает желание включиться в конструктивные игры и создавать снежные сооружения.

Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют и экспериментируют с разнообразным природным материалом.

Участвуя в играх, дети организуют небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, выполняют разнообразные действия, используя физкультурный инвентарь. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и реализовать собственный замысел.

Роль воспитателя при организации самостоятельной деятельности заключается в создании соответствующих условий, направленных на интересы, потребности, возможности каждого ребенка, способствующих разностороннему развитию личности ребенка.

  1. Индивидуальная работа

4.1. Работа по развитию движений и соответствующим образовательным областям учебной программы дошкольного образования.

На прогулках педагог проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, пересечение местности. Индивидуальная работа осуществляется и по образовательным областям. В частности, по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» с ребенком можно разучить стихотворный текст, закрепить трудный для произношения звук и т.п. По образовательной области «Искусство» (музыкальная деятельность) воспитатель предлагает воспитанникам вспомнить слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

  1. Игровая деятельность детей:

5.1. Игры с выносным и природным материалом.

5.2. Сюжетно-ролевые игры.

Приоритет в выборе тематики отдается тем играм, которые не требуют большой подготовительной работы по созданию игрового пространства. Воспитатель создает условия и по мере необходимости осуществляет прямое и косвенное руководство игровой деятельностью детей.

При планировании и организации прогулок воспитателю следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
  • Каждый из обязательных компонентов прогулки длится несколько минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
  • Для проведения прогулок эффективным средством является комплект технологических карт, которые разрабатываются в соответствии с сезоном, тематическим планированием, возрастными, индивидуальными возможностями, способностями и потребностями детей.
  • Обязательными составляющими прогулок являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
  • Эффективность прогулок может быть значительно повышена при условии разнообразных форм её организации, постоянного моделирования двигательно-игрового пространства, чередования видов деятельности, максимального использования возможностей природной среды.
  • Цель, задачи, содержание прогулки разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
  • Совместно с детьми обсуждается выбор необходимого игрового материала для организации разнообразной деятельности на прогулке.
  • Выносной материал должен соответствовать содержанию прогулки, возрасту детей, отвечать требованиям безопасности.