20 марта. Всемирный день воробья.

19.03.2021

Начиная с 2010 года индийские и британские орнитологи предложили отмечать 20 марта как Всемирный день воробья (worldsparrowday.org). Это напоминание о птицах, которым еще не угрожает уничтожение или исчезновение, но которые, несмотря на свое широкое распространение и многочисленность, вполне могут оказаться у роковой черты. Во многих странах Западной Европы произошло снижение их численности. Несколько лет назад многие западные и наши СМИ задавались вопросом – куда исчезли воробьи? В уменьшении их численности винили и вышки сотовой связи, и стрижку газонов, и отсутствие насекомых в городах, и новые способы хранения и утилизации отходов. Гибнут они и от морозов, и от бескормицы, домашние кошки и ястреб-перепелятник тоже собирают свою дань, молодые птицы часто оказываются под колесами проезжающих автомобилей, а недавно появилась новая беда – в городах воробьи склевывают жевательную резинку, которую люди выплевывают на тротуары, а растворяясь в желудке она вызывает мучительную гибель птиц. Но, воробьи, несмотря ни на что, выжили.

 

Воробей и компания   

   В ближайшие выходные отправилась на фотоохоту на воробьёв. И почти поверила, что эти птицы не так многочисленны, как принято считать.

    Есть у меня любимое место для встреч с воробьишками. Это площадь перед ледовым дворцом. Там, в густых кронах туй, обычно селятся маленькие шустрые пичуги. Но на этот раз никто не прилетел на моё угощение. Некоторое время я ждала, прислушиваясь к звонкому чириканью где-то у себя за спиной. Пошла на голос и обнаружила небольшую стайку среди кустов рядом с проезжей частью. Щедро рассыпала семечки по обе стороны от себя. И вот пушистые серые мячики посыпались из кустов и запрыгали по прошлогодним листьям. Но стоило мне попытаться поймать их в объектив, как они мгновенно скрывались среди переплетения мелких веточек.

   Разочарованная, я решила вернуться к прежнему месту «охоты», ведь там оставалась рассыпанная ранее подкормка. Вернувшись обнаружила, что у меня гости. Серая ворона неторопливо склёвывала семечки с земли. Я подошла ближе.

   Птица, ничуть не смущаясь, посмотрела на меня чёрной бусинкой глаза и продолжила клевать. Я начала снимать. Ворона, словно поняла, что мне нужно. Она села так, чтобы мне было удобно, и стала демонстрировать себя во всей своей вороньей красе.

   А ведь и правда красавица! А потом мы с ней придумали игру. Она прячется за кустик и осторожно выглядывает из-за него. Я подхожу в эту сторону. Она прячется, перебегает на другую сторону и снова выглядывает. Я иду туда. Ворона идёт обратно и выглядывает оттуда.

   Так мы играли, пока не прилетела другая ворона и не увлекла мою «подружку» к тому самому кусту у дороги, где я пыталась поймать в объектив воробьишек.

   Я, конечно, последовала за птицами. Вороны при моём приближении улетели, а воробьи, наоборот, осмелели. А может быть просто инстинкт продолжения рода оказался сильнее осторожности.

   Вот он, воробышек, выпорхнул из середины куста, уселся на самую высокую веточку и залился звонкой трелью. Посмотрите, мол, какой я голосистый! И я здесь главный! Остальные – серость и мелочь. Поэтому прочь отсюда!

    На соседнем кустике «нарисовался» конкурент. Но продержался недолго.

     Слетел к лужице. Горлышко промочить.

 


    Полностью удовлетворённая подаренной мне фотосессией, я отправилась к водоёму, чтобы насладиться общением с представителями других видов пернатых. Продвигаясь вперёд от ледового дворца, заметила небольшое болотце, облюбованное чайками. Лёд на водоёме ещё не растаял. А здесь можно если не поплавать, так пошлёпать лапками по вешней воде.

    Вот и водоём, названный почему-то «Бегемотом». Не нравится мне это название. Да никто меня не спросил… Здесь меня ждало тоже немало интересного. Ну вот, например, уточка-кряква с травмированной лапкой. Когда передвигается, подволакивает её за собой. Но это совсем не помешало попозировать перед объективом.

 

   Посмотрите, какое очарование! Даже клювик «уточкой» сложить не забыла!

    А этот ослепительный красавец – её спутник. Больше ни одной утки поблизости. Видно, полетели искать свободную воду. Высыпаю из пакета угощение, от которого, как я читала, у водоплавающих птиц должна течь слюна до самой земли, и случаться голодные спазмы в желудке. Это мелко нарезанные яблоки, морковка и даже одна мандаринка попалась. Говорят, что у птиц, как и у людей, бывает аллергия на цитрусовые, поэтому их не рекомендуют. Но мои домашние птички мандаринки «точат» так, что аж за ушами хрустит! Поэтому я и решилась. Но, как оказалось, утки плевать хотели на подобные изыски. И булочка, брошенная маленькой девочкой, обрадовала их гораздо больше моих «ананасов в шампанском». Обидевшись и приревновав к девочке, я уже собралась уходить, напоследок вытряхнув голубям последние крошки и зёрнышки из пакета. Голуби благодарно засуетились и заурчали под ногами. Я немного успокоилась и решила сделать несколько кадров с ними.

    И тут та самая девочка слишком резко метнула свою булочку уткам. Вся стая голубей мгновенно взмыла в воздух. Ну что ж, дело житейское… Сейчас вернутся. Вот уже развернулись и летят обратно… Но не тут-то было! Вот ещё вираж. И ещё. И опять. И снова. И всё над головами людей. Кто-то предположил, что они так корм отрабатывают. Кто-то прикрыл пакетом голову…

 

    Но было феерично! Авиашоу длилось минуты три, наверное. Кто шёл мимо, останавливались, раскрыв рты и рискуя поймать что-нибудь материальнее коронавируса. Заметили, что направляла стаю птица белого цвета. Когда голуби, наконец, сели, я запечатлела их неутомимого лидера.

     По дороге домой мне встретились две галки, которые «разгрызли» грецкий орех и выклёвывали ядрышко.

 

Фотосессию проводила Александра Красовская