Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Детский стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.
Причины:
1. Семейные причины – они могут быть вызваны разлукой с любимым членом семьи, рождением второго ребенка, разводом, ссорой, смертью близких или домашнего животного.
2. Социальные причины – отношения в детском коллективе, борьба характеров, внушения и страхи.
3. Внутренние переживания и приобретенные страхи.
4. Нагрузка от компьютера или телевизора.
5. Травмы, фобии и физические недостатки.
6. Посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.
Симптомы стресса у детей дошкольного возраста:
- возросшая требовательность и частое проявление негодования;
- «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
- чрезмерно усиленные детские страхи
- не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
- частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
- появление дефектов речи;
- гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
- слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
Общие методы профилактики стресса:
- родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
- родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
- не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
- родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
- если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
- необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
- родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
- убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, рисовать и т.д.
Профилактика стресса у детей дошкольного возраста
Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.
Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.
Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.
Объяснить малышу честно, что происходит. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.