Профилактика насилия

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, разработанный Министерством образования РБ совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь

Алгоритм

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, разработанный Министерством образования РБ совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь

 

   Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

   Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное и психологическое.

   Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ,или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие ,приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

     Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов , а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

   Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

   Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

   Целью информирования является повышение оперативности о получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

   Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на следующее:

   1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

  •    их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
  •    очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

     2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая и социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

   3. Особенности физического состояния и поведения ребенка:сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и парнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

   4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

  • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
  • противоречивые, спутанные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
  • обвинения в случившемся самого несовершеннолетнего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка,          бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

   Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

   Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

  • информация, поступившая от ребенка;
  • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
  • информация, поступившая от работников учреждения образования;
  • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация, собранная в ходе педагогической деятельности, наблюдений за ребенком;
  • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

   При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц, педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально – педагогической и психологической службы учреждения образования.

   Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (фактах) насилия:

  • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма гай(гор)исполкома и ОВД для принятии мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
  • поручает педагогу - психологу учреждения образования провести беседу с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях установления причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
  • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

     Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

  • осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
  • в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

     В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения образования не информирует последнего.

   В таком случае необходимо       организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 года Министром образования РБ, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

 При подтверждении фактов жестокого обращении, физического и психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально - педагогическую поддержку в учреждении образования.

 

 

свернуть

Профилактика насилия в семье

Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»);

члены семьи - близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Признаки насилия в семье:

·        прямая словесная агрессия (обидные высказывания в адрес жертвы, унижение ее на людях и наедине, обвинение в собственных неудачах);

·       презрение (например: явное неуважение с высказыванием своей точки зрения при любом удобном случае.Агрессор не уважает творческую деятельность, работу жертвы, да и все, что она делает);

·       насмешки, издевки и оскорбления;

·       постоянные крики угрозы в сторону жертвы;

·       следы ударов, шрамы, порезы, переломы, ушибы;

·       принуждение агрессором вступать с ним в сексуальный контакт без желания жертвы;

·       запугивание, в том числе угрозы похитить детей и не давать с ними общаться;

·       сильная и необоснованная ревность;

·       игнорирование чувств супруги (супруга);

·       мужчина не считается с мнением жены и наоборот;

·       муж подвергает опасности супругу. Заставляет ее находиться в таких условиях, которые грозят риском здоровью и жизни;

·       не разрешает пользоваться телефоном;

·       агрессор полностью контролирует жизнь своей жертвы или стремится к этому. Только он может принимать решения в жизни их обоих. Так муж может заставлять жену одной обеспечивать всю семью или наоборот не разрешать ей работать. Так же деспот может наложить запрет на выход из дома без его согласия, и взрослая женщина должна буквально спрашивать разрешения на все свои действия. 

 

Алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье:

·        постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.; 

·       обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей; 

·       определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома); 

·       выучите наизусть телефоны милиции, «кризисной» комнаты, соседей, друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности; 

·       подумайте, каким образом вы можете связаться с милицией, не забывайте, что в милицию вы сможете позвонить бесплатно; 

·       расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации; договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если вы подадите такой знак; 

·       отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом); 

·       убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия; 

·       потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом); 

·       старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо трудно доступных местах; 

·       старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения (шаль, шарф, толстые цепочки); 

·       всегда носите с собой мобильный телефон.

 

Меры наказания, применяемые к гражданам, совершившим насилие в семье:

административная ответственность - официальное предупреждение; профилактический учет; вынесение защитного предписания.

Защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями  9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия),  9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи (далее – КоАП РБ).

Административное правонарушение - умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, либо нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (статья 

9.1 КоАП РБ) – наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест

уголовная ответственность -

за умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, предусмотрено наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до одного года, или ареста (ст. 153 УК РБ);

за насилие, сопряженное с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения, не опасного для жизни, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4-х месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, предусмотрено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тотже срок (ст. 149 УК РБ);

за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.154 УК РБ).

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или зависимом положении, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы;

за насилие, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, угрозу убийством или уничтожением имущества общеопасным способом, предусмотрено наказание в виде штрафа, или общественных и исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.186 УК РБ);

изнасилование - наказывается ограничением свободы на срок до

четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет

(ст. 166 УК); 

насильственные действия сексуального характера – наказываются

ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет (ст. 167 УК). 

 

КУДА ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ ВЫ СТРАДАЕТЕ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ?

 ТЦСОН Первомайского района г.Витебска – 8 (0212) 37-20-17

В штате ТЦСОН имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения, обратившись по телефонам

«ДОВЕРИЕ» («горячая линия»): 

8 0212 37 20 17, 8 033 903 14 95

 

В области в каждом районе и городе функционирует «кризисная» комната. Гражданин (семья), пострадавший от насилия, может обратиться в ТЦСОН и получить временное убежище от нескольких часов до длительного периода времени как в дневное, так и в вечернее время суток, на территории другого района (вне зависимости от места регистрации и проживания).

 «Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном состоянии, временного приюта.

Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания.

 Адреса и номера телефонов, по которым можно обратиться по вопросу временного приюта в «кризисной» комнате:

Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска - ул.1-я Пролетарская, д.20, тел. 8-0212 37-04-32, 8-0212 27-09-96

Территориальные центры социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН) Витебской области безвозмездно оказывают жертвам насилия в семье консультационно-информационные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-посреднические услуги, материальную помощь, услугу социального патроната, временного приюта.

Социальная услуга - действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней (статья 1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);

консультационно-информационные услуги - информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);

материальная помощь - предоставление денежных средств, продуктов питания, санитарно-гигиенических изделий, средств ухода, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива;

социально-педагогические услуги - действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;

социально-посреднические услуги - содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;

социально-психологические услуги - содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;

социальный патронат - деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста.

 

 

 Общественные и религиозные организации:

- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» г.НОВОПОЛОЦК

Виды услуг:

• психологическая помощь.

8 (029) 517 27 94

(с 15.00 до 18 00, кроме субб. и вс.)

 

- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН»

Виды услуг:

• информационная и эмоциональная поддержка;

• социальное сопровождение;

• юридическая помощь;

• психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).

8 (033) 6 032 032

(время работы с 9:00 до 18:00, выходной субб., вс.)

 

- МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Виды услуг:

• информационная и эмоциональная поддержка;

• социальное сопровождение;

• предоставление временного убежища (шелтера);

• содействие в медицинском обследовании;

• юридическая помощь;

• психологическая помощь;

• психологическая помощь агрессору;

Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно)

и с номера velcom (оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента)

 

- ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАДИСЛАВА»

Виды услуг:

• телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия;

• очные консультации психолога и специалиста по социальной работе;

• группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия;

• социально- психологическое сопровождение.

Телефон доверия 280-28-11

Если не берут трубку 8 (029) 610 83 55, stopnasilie.org

Для размещения в убежище - 8 (029) 610 83 55.

 

- СЕСТРИЧЕСТВО В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕФРОСИНЬИ ПОЛОЦКОЙ


Виды услуг:

• социальная помощь (предоставление временного приюта);

• духовная помощь;

• психологическая помощь.8 (029) 151 95 22

8 (033) 688 40 49

© 2019 Витебский областной исполнительный комитет

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике насилия в семье

 

·         Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

·         Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

·         Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

·         Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

·         Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

·         Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

·         Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

·         Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

·         Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

·         Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

 

 

 
свернуть

Что могут и чему должны научить родители своих детей.

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы в отношении несовершеннолетних к сожалению имеют место в нашей жизни.  И мы думаем, что опасность для ребёнка связана с чужими, незнакомые люди, но жизнь показывает другое, насилие совершает человек, которого знал ребёнок, знали родители, которому, доверяла семья, Педофилом может быть член семьи, друг семьи, тренер, воспитатель, педагог. Его не распознать по внешнему виду, это обычный человек, но он способен на сексуальные насилие по отношению к ребёнку.

Под Насилием в данном случае понимают любые действия сексуального характера.

К сексуальному насилию относится:

  • демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
  • ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;
  • сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
  • демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;
  • вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;
  • вовлечение ребёнка в занятия проституцией.

Родители должны быть внимательны к ребёнку. И обязаны обеспечить безопасность ребёнку и уберечь от такой опасности.

Что могут и чему должны научить родители своих детей.

 Кроме незыблемого правила про незнакомца, когда мы говорим никогда ни за что, никуда не ходи с чужим человеком. Мы можем уже в дошкольном возрасте обучить ребёнка, что его тело неприкосновенно.

  1. Выучите правило нижнего белья: Все что находится под нижним бельём не должны касаться чужие люди. Эти места может осматривать только мама или врач в присутствии мамы. Это интимная зона, она должна оберегаться, и никто не может просить посмотреть или потрогать, сфотографировать. Интимной зоны не должен касаться никто ни отчим, ни дедушка, ни тренер, ни воспитатель, ни педагог. Ни под бельём, ни через одежду, ни как.

Кроме зоны нижнего белья, интимным местом является рот. Он тоже не должен касаться зоны нижнего белья другого человека.

  1. Научите ребёнка правилу 3 шагов: НЕТ, УХОДИ, РАССКАЖИ! Объясните ребёнку Если тебе предлагают, что –то сомнительное: например просят показать, что у тебя в трусиках или потрогать дядю в зоне паха. Надо сказать НЕТ и уйти оттуда. А потом рассказать маме или другому взрослому, которому ты доверяешь. Когда ребёнок говорит твёрдо нет и расскажу маме, то педофил, понимает, что этот ребёнок грамотный, будет сопротивляться и не будет молчать. С таким ребёнком педофил связываться не захочет.

3.Ещё ребёнку объясните, что бывают плохие секреты. То, что происходит между нами, это секрет не рассказывай маме. Если ты расскажешь маме она подумает, что ты испорченная, плохая девочка. Или у нас с тобой все хорошо, по любви, ведь я тебе плохого не сделаю, не говори никому. Скажите ребёнку если кто-то просит хранить в секрете что то странное, подозрительное, непонятное. Это обязательно надо сказать маме, наверняка происходит, что то опасное, что то плохое. И пообещайте ребёнку, что вы его ругать в этом случае не будете. Я буду тебя защищать, чтобы с тобой не случилось ничего плохого.

Доверительные отношения очень важны для ребёнка, для его психологического состояния, настроения. На семинаре по суицидам детский врач психиатр Данилова Елена Леонидовна.

Уделяйте больше времен своим детям. Стройте с ними доверительные отношения. Каждый день они нуждаются в вас вашем внимании.

 

 

свернуть

Поощрения и наказания в современной семье

Поощрение и наказание — простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.

Каждый из родителей имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.

Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?

Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или      дочки.

Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность. Каким же мы хотим вырастить своего ребенка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.

В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность.          Виды          поощрения весьма разнообразны:

одобрение; ободрение; похвала; благодарность; предоставление почетных прав и т. д.

Несмотря на кажущуюся пр остоту, метод требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определенные требования к поощрению.

Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подростка мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. Поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребенок не только когда он добился успеха, но и когда добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества: трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим.

Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям и не быть слишком частым. Выбирая

поощрения, важно найти меру, достойную ребенка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.

Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

Наказание же, имеет тройное значение.

Во первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.

Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили.

Но третьe, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное осуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает. Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятие о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

Желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение. Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой для родителей способ поощрить сына или дочку, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребенка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе. Есть еще один аспект материального поощрения — у школьника не развивается собственно учеб ной мотивации, не возникает интереса к получению новых знаний, он не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки за деньги, родители делают акцент не на полученных или усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребенок, в свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой    отметки.

Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов сына или дочки является эмоциональная реакция родителя. Например, слова родителя «Я горжусь тобой», «Я очень рад за тебя» являются для ребенка лучшей похвалой и придают ему сил.

Отличным поощрением для ребенка также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство для доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания сына или дочери, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Наказание должно соответствовать проступку ребенка и помогать его исправить. Например, если ребенок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки.
  2. Ребенок может быть наказан       только        за      свой   проступок. Например, если один из братьев получил плохую оценку, не быть наказаны оба         брата.
  3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь.
  4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять сыну или дочке: «Если ты сделаешь это еще раз – я тебя накажу» гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.
  5. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.

Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо от того, насколько серьезным был проступок. Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку. Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому, А. С. Макаренко советовал родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Памятка  родителям:

Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера.

  • Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей. Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
  • Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
  • Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться. Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте. Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
  • Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
  • Поощрение должно быть справедливым. Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
  • Не злоупотреблять и                 не                 захваливать.
  • Использовать различные меры поощрения. Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется. Поощрение  должно быть в    присутствии        других        детей.
  • Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
  • Наказание должно быть строго        субъективным. Сочетать наказание    с        убеждением.
  • Отсутствие поспешности в        применении         наказания. Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких    результатов. Наказание          должно       быть строго индивидуализировано.
  • Не злоупотреблять наказанием.
  • Наказывать и ругать                  ребенка                 нельзя:

когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился после болезни.

  • сразу после физической и душевной травмы (падение, травма, драка плохая отметка, любаянеудача); ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительность;
  • когда у него что-то         не      получается; когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражительны.

 

 

свернуть

О чем рассказать ребенку,чтобы защить его от сексуального насилия

Научите детей видеть ложь!

Как узнать, что мой ребенок стал жертвой сексуального насилия?

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

 

 

 

свернуть