В помощь воспитателю

ЗАНЯТИЕ

КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

      Профессиональная деятельность воспитателя до­школьного образования включает в себя такое важ­ное направление в работе, как проведение специаль­но организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие [3].

      Условием успешного развития воспитанников является знание педагогом дидактических законо­мерностей формирования у детей системы представ­лений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познава­тельную активность, умение придать познанию по­исковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребёнка.

      Важную роль здесь играет стимуляция и управле­ние педагогом активностью ребёнка. При этом освое­ние детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы до­школьного образования является не передача гото­вых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

      Таким образом, современные требования к каче­ству образовательного процесса в учреждении до­школьного образования актуализируют осознание необходимости изменения отношения к планирова­нию и организации разнообразных (в зависимости от возраста детей, дидактических задач, содержания, структуры) занятий с детьми.

      Обучение на уровне дошкольного образования — целенаправленный процесс организации и стимули­рования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного обра­зования с целью их развития в соответствии с инди­видуальными и возрастными способностями [3, 4].

      Занятие — это специально организованная фор­ма взаимодействия педагога с ребёнком, направ­ленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.

      Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).

      Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их по­знавательных потребностей.

      Занятия классифицируются:

  • по количеству обучаемых (индивидуальные, подгрупповые, групповые);
  • по дидактическим задачам (усвоение нового, за­крепление ранее приобретённого опыта, творческое применение представлений, умений, навыков);
  • по содержанию дошкольного образования (до­минантное (изодеятельность, музыкальное, физ­культурное, предматематика, природа и другие об­разовательные области), интегрированное (объеди­нение содержания нескольких образовательных областей)) [1].

         Занятие имеет чётко выраженную структуру. Структура занятия — логическое взаимораспо­ложение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учётом содержания учебного материала, методов обучения, отражающих логику процесса и направленных на достижение поставленной цели. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связан­ные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

      Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их вни­мание на предстоящую деятельность, мотивировать на неё через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность, создать со­ответствующий эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последова­тельности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

      Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, фор­мировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы.       

      На данном этапе занятия методы и приёмы ин­дивидуализируются и дифференцируются в со­ответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка или группы детей. Об­ращения ко всем детям необходимы, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечёткого объяснения пе­дагога). В зависимости от образовательной области, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Во время занятия педагог даёт возможность каждому воспитаннику по­думать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Минимальная помощь оказывается тому, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения таким детям бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса.

         Чтобы у ребёнка было желание заниматься, важ­но учитывать состояние его здоровья, т.к. он может не воспринимать материал, если болен, утомлён — ему не интересно содержание.        

      Успешное формирование познавательной дея­тельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет что-то делать, заставить его нельзя. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», чтобы не вызвать неу­довольствие педагога и др. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом воспитанника: «интересно», «хочу познать, уметь» эта цель становится деятельностью самого ребёнка. Результаты по­знавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

      Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребёнка, что свидетельствовало о его продвижении вперёд, показало, чему он научился. Качество полученного результата зависит от воз­раста детей, их индивидуальных особенностей, от сложности учебной задачи.

      После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, рефлексирует, намечает перспективу дальней­шей образовательной деятельности.

      В структуре занятия не предусмотрена проверка усвоения детьми представлений, умений и навыков. Это можно узнать через использование метода на­блюдения во время занятия, в нерегламентированной деятельности, через анализ продуктов детской деятельности.

      В деятельности педагога на занятии главным является организация познавательной активности воспитанников. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассужде­ний, в самостоятельное «добывание» представлении об объекте или явлении природы, создаёт ситуацию «открытия». В педагогике говорят: «положить цели в сферу деятельности ребёнка».

      Занятие направлено на достижение определённо­го результата. Оптимальный результат - продуктив­ность деятельности - соотношение между резуль­татом и затратами. Планируя занятие, необходимо, прежде всего, определить его цель.

     Цель — краткая, позитивная формулировка того, какой положительный результат будет получен, если решить задачи. Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содер­жанию, программным требованиям, возрасту детей, их психологическим и физическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, коррек­тно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.

       Задача — путь достижения цели (решение задач обеспечивает достижение желаемого результата).

         Развивающие задачи могут включать в себя развитие речи, например: обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания речи, совершенствование её коммуникативных качеств и др.; развитие мышления,например: формирование умений осуществлять необходимые мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, класси­фикация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.), развитие памяти, воображения, вос­приятия, внимания; развитие двигательной сферы: сноровки, соразмерности движений, двигательных действий; развитие сенсорной сферы: глазомера, точности, тонкости различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировки во вре­мени и пространстве.

         Решение обучающих задач предусматривает фор­мирование представлений; выработку специфиче­ских для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков.

         Воспитательные задачи предполагают оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала, а также решаются проблемы, складываю­щиеся на занятии в детском коллективе.

      Каждый компонент занятия следует рассматри­вать прежде всего с точки зрения того, каков его вклад в достижение триединой цели. Разделение программных задач на обучающие, воспитательные и развивающие в работе с детьми дошкольного возрас­та чисто условно, т.к. они выступают в единстве.

      В образовательном процессе учреждения до­школьного образования могут использоваться и раз­вивающие, и обучающие занятия. На обучающем за­нятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изло­жения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспе­риментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поис­ковой деятельности по собственной инициативе ребёнка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.

      В соответствии с дидактическими задачами опре­деляется тип занятия:

      На усвоение новых представлений.

      Цель: постановка перед детьми познавательных за­дач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы.

      На закрепление и систематизацию накопленного опыта детей.

      Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.

      Комбинированный (смешанный).

      Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

      При планировании занятий и формулировании задач необходимо учитывать основные этапы усвое­ния детьми представлений, формирования навыков и умений: восприятие — понимание и осмысление — запоминание — применение по образцу — примене­ние в творческих условиях (новых, в самостоятель­ной деятельности).

         Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели, возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным (Для чего? Чтобы по­мочь, преодолеть, найти и др.), научным (достовер­ным), логично выстроенным, наглядным, достаточ­ного объёма, дифференцированным в соответствии с потребностями и задатками детей, не перегружен­ным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должно постепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, воз­вращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.

      Реализация содержания учебной программы обе­спечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравствен­ных норм и приобретение социального опыта, готов­ности к успешному переходу на следующий уровень образования [4].

      На занятиях используются различные методы воспитания и обучения:словесные, наглядные, практические, игровые. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод — это способы работы вос­питателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Методы обуче­ния должны быть оптимальными и соответствовать целям, задачам того или иного этапа обучения (на­пример, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовлен­ность, способствовать решению поставленных за­дач занятия.

      Использование наглядных методов отвечает ди­дактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофиль­мов, телепередач, магнитофонных записей; наблю­дение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др.; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные по­собия, дидактический материал.

      Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; поясне­ние переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимают равное место. Иногда преобладает показ, иногда — пояснение. Постепенно слово начи­нает заменять ребёнку показ (воспитатель рассказы­вает, как надо выполнять то или иное действие или просто напоминает о нём).

      Словесные методы.

     Рассказ (устное изложение учебного материала без вопросов) используется для сообщения новых представлений, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание окончания). При обучении Детей рассказыванию им часто даётся образец; о личных впечатлениях (как я...); рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

     Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомитьдетей с художественными произведениями, дать но­вые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение.

     Беседаприменяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и представления о предме­тах и явлениях, которым она посвящена. Беседа — диалогический метод обучения, который предпола­гает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Метод беседы требует от педагога тщательного про­думывания вопросовк детям в логической последо­вательности, в краткой и чёткой формулировке. Во­просы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нём есть скрытое противоречие, он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения, побуждает детей к поиску неизвестного, нового знания.

     Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придаёт позна­вательной деятельности детей, усвоению ими новых представлений, умений практический характер.

     Упражнение- многократное повторение ребён­ком умственных или практических действий задан­ного содержания.

     Элементарные опыты и эксперименты,которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку получить новые пред­ставления о том иди ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элемен­тарные опыты способствуют развитию аналитико-­синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавли­вать связи, находить причины, делать выводы.

     Метод наглядного моделирования- наглядно-­практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, яв­ления другим предметом, изображением, знаком.

     Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполне­нием других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы:внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоин­ство игровых методов и приёмов обучения заключа­ется в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концен­трировать внимание на учебной задаче, которая ста­новится личной целью ребёнка. На большом эмо­циональном подъёме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры.

      Методический приём — это дополнительный спо­соб, направленный на повышение эффективности метода. Приём обучения, в отличие от метода, на­правлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и дей­ственнее метод обучения. Приёмы, используемые на занятии: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение, вопрос и др.

      Совместная деятельность субъектов образова­тельного процесса осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Форма обучения - ор­ганизационная форма учебного занятия, зависящая от метода, лежащего в основе его организации [3].

      Нормативные правовые документы о дошкольном образовании, содержание учебной программы до­школьного образования подтверждают, что сегодня перед педагогом ставится задача использования в образовательной практике форм и методов, соот­ветствующих не только возрастным, но и индиви­дуальным особенностям ребёнка, на основе взаимо­действия с ним, ориентированных на его интересы, возможности, социальную ситуацию развития.

      Формы организации познавательной деятель­ности детей на занятии разнообразны: индивидуаль­ная, подгрупповая, фронтальная, парная.Каждая из этих форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени само­стоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педа­гогического руководства. Чаще всего на занятиях используется несколько форм организации познава­тельной деятельности детей. Например, фронталь­ная форма в сочетании с подгрупповой и др.

      Фронтальная (со всей группой детей) эффек­тивна при ознакомлении детей с новыми представ­лениями, на итоговом занятии, однако она может ограничивать индивидуальный и дифференциро­ванный подход, не всегда позволяет сконцентри­ровать внимание детей, увидеть, как идёт усвоение программных задач каждым ребёнком, сложна в организации (много детей).

      Индивидуальная (не путать с индивидуальным подходом, осуществляемым на занятии!) — это ра­бота с одним ребёнком, она учитывает физические и психологические особенности воспитанника (стеснительность, застенчивость и др.), его задатки, потребности, даёт возможность отработать необхо­димые навыки и умения. Однако она не формиру­ет навыки общения со сверстниками, отличается слабой мотивацией, ребёнок не может сравнить результаты своей работы с результатами сверстни­ков, сложна в организации (чем занять остальных детей группы?) и т.д.

      Групповая (подгрупповая) позволяет: осущест­влять дифференцированный подход (дифференциро­ванное обучение — форма организации образователь­ного процесса, при которой педагог работает с груп­пой детей, состав которой подобран с учётом наличия у них каких-либо значимых для образовательного процесса общих качеств) к содержанию занятия, ре­шать ряд воспитательных задач, принимать коллек­тивное решение, однако она сложна в определении способов объединения детей в группы, в организации работы групп, в организации контроля за работой группы детей со стороны педагога. Способы объеди­нения детей в группы могут быть произвольными (№ стола, по желанию самих детей, лепестки одного цвета, по полу и др., и целенаправленными (по уров­ню здоровья (группы здоровья), по способностям к определённому виду деятельности, по личностным качествам и др.). Реализация дифференцированного подхода невозможна без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка, присущих только ему личностных качеств. Только знание его особенностей обеспечит личностно ориентированную систему до­школьного образования, поможет раскрыть задатки и потребности каждого ребёнка, возможность подо­брать соответствующие методы для его развития. В конечном итоге это позволит обеспечить качество дошкольного образования.

      Работа в парах, развивая общение со сверстни­ками, предполагает взаимообучение, воспитание от­ветственности за общее дело, формирование умений выслушать, помочь другому и др.

      Эффективности занятий в учреждении дошколь­ного образования способствует владение педагогом методами проектирования и конструирования со­временных видов занятий с детьми.

      Успешности детских достижений способствует проведение разных типов и видов занятий с детьми дошкольного возраста. Особенно тех (интегриро­ванные, комплексные), в основу которых положена личная деятельность самого ребёнка, организованная через разнообразные формы его познавательной дея­тельности, а также эффективные методы и приёмы обучения. При этом достигается единство «аффекта и интеллекта», на необходимость которого в образо­вательном процессе неоднократно указывал Л.С. Вы­готский. Роль воспитателя — создавать благоприят­ную обстановку в группе для всех детей без исключе­ния. Привлечение детей для оказания посильной по­мощи сверстникам с ограниченными возможностями (если в группе такие есть) поможет формированию у них чувства эмпатии, защищённости.

      Основными критериями определения эффек­тивности занятия можно считать следующие: сте­пень соответствия содержания теме занятия, по­ставленным задачам, возрасту детей, уровню, их психофизического развития, типу занятия; степень эффективности методов и приёмов, направленных на активизацию познавательных способностей де­тей; целесообразность организации детей на заня­тии, её педагогическая направленность; особенности педагогического взаимодействия.

      Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты только в пределах образователь­ной области: животные и растения — это «Ребёнок и природа», числа и геометрические фигуры — это «Элементарные математические представления» и т.д. Раскрытию целостной сущности определённой темы через объединение содержания разных обра­зовательных областей в широком информационном поле занятия путём взаимного проникновения и обогащения призвано интегрированное занятие.

      Интегрированное занятие — это занятие, кото­рое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы через взаимное проникновение и обогащение содержания нескольких образова­тельных областей учебной программы дошкольного образования.

      Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разносто­роннее изучение объекта (предмета, явления), осмыс­ленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание по­ложительного эмоционального настроения.

      Интегрированное объединение содержания не­скольких образовательных областей учебной про­граммы не является произвольным или механиче­ским. Необходимо предусматривать его таким об­разом, чтобы образовательные области дополняли, обогащали друг друга. Интегрированные занятия должны быть тематическими. Избранная тема или ключевое понятие является основой для объедине­ния заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представле­ния могут включаться в занятие в виде: фрагмента; отдельного этапа; в течение всего занятия. При рас­смотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого по­нятия. Если же основное понятие является обоб­щённым — у детей формируется целостная картина по определённой теме.

      Структура интегрированных занятий требует осо­бой чёткости, продуманности и логической взаимос­вязи содержания из разных образовательных обла­стей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного ис­пользования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов.

     Интегрированные занятия в большей мере отве­чают концепции личностно ориентированного обу­чения и способствуют развитию личности ребёнка. Планирование и организация интегрированного занятия требует от воспитателя умений: выделить из образовательных областей (сфер жизнедеятель­ности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между ними; изменить по­следовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подобрать определённые задания для обеспечения познания содержания каждой образова­тельной области; сформулировать основную цель и задачи занятия; смоделировать структуру занятия, подобрать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; пред­положить оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.).

       Цель дошкольного образования & разностороннее развитие и социализация ребёнка раннего и дошколь­ного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями [2, 3]. Обучение детей не ограни­чивается занятиями, большую информацию дети по­лучают вне их и педагогу важно продумать задачи и способы организации познавательной деятельности детей в свободное время. Основополагающий прин­цип дошкольного образования — развитие ребёнка в деятельности — предполагает участие его во всех видах деятельности с признанием приоритетов веду­щей. При этом необходимо учитывать, что ведущий вид деятельности детей от 0 до 7 лет — игра, а также иметь в виду, что приоритетными видами деятель­ности в каждом возрасте являются: от 0 до 1 года — общение; от 1 года до 2 лет — предметная; от 1 года до 3 лет — предметная, познавательная практическая; от 3 лет до 4 лет — познавательная практическая; от 4 лет до 5 лет — игровая; от 5 лет до 7 лет — игровая, предпосылки учебной деятельности [4].

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инструктивно-методическое письмо Министер­ства образования республики Беларусь к 2011/2012 учебному году. Учреждения дошкольного образова­ния // Пралеска. — 2011. — № 7. — С. 2—12.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании. — Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011.

3. Образовательные стандарты дошкольного обра­зования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 145 от 29 декабря 2012 г. // Пралеска. — 2013. — № 3. — С. 36—45.

4. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.